Музей изобразительных искусств, Будапешт
Питер Брейгель Старший, которого мы до сих пор считаем самым великим нидерландским художником XVI века, перенес эту библейскую сцену в свою эпоху. Бродячий проповедник, скорее всего, излагает учения протестантизма, преследуемого испанской властью. А внимающая ему толпа снова разыгрывает событие Евангелия. Брейгель преподносит сюжет, используя прием перевернутого мира: статисты попали на первый план, а главные герои отодвинуты на задний. «…Но стоит среди вас, которого вы не знаете. Он-то идущий за мной, но который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень обуви у него» (Ин. 1:26–27). С этими словами указывает Иоанн Креститель на стоящего в нескольких шагах от него Иисуса, скрестившего руки на груди. С правой стороны на берегу реки тонкой кистью написана миниатюрная сцена крещения Христа, то есть Иоанн Креститель и Иисус изображены на картине дважды.
Настоящее новаторство произведения — это мнение Брейгеля о своих современниках. Неслучайно эта картина считается одной из ключевых в наследии художника. Итак, рассматривая толпу, зритель не найдет двух одинаковых поз: ни выражений лиц, ни одеяний, ни жестов. Показывая с большим удовольствием и иронией эту разноцветную и разноликую толпу, Брейгель подчеркивает не противоречия, а, скорее, человеческое многообразие.
Люди несовершенны, они пленники суеверий и страхов, но в душе они могут приблизиться к Богу, учение Иисуса объединяет их, придает им силу. Группу людей с правой стороны картины Брейгель приподнимает над толпой, они внимательно слушают проповедь — скорее всего, это семья и близкие художника.
👆 Поздравили вас с Крещением при помощи альбома серии Великие музеи мира «Будапешт. Национальные художественные музеи». Все альбомы серии у нас на сайте: https://slovobooks.ru/catalog/serii/velikie_muzei_mira/ #крещение #брейгель #великиемузеимира #музеи #будапешт #издательствослово
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев