Материальным доказательством использования восточными славянами пентаграммы в своем повседневном быту являются открытые в ходе археологических раскопок предметы – глиняная посуда и металлические перстни. В случае с перстнями сомнений нет: пятиконечная звезда служила неким символом, и почти наверняка магическим – защитным или приносящим человеку добро. По поводу же отпечатков на днище посуды принято полагать, что это гончарные клейма. Вот только мог ли такой необычный символ служить простой «подписью» мастера? Это вызывает сильное сомнение, поскольку в народной традиции вообще ничего «простого» не бывает, и любая вещь имела, помимо сугубо утилитарного значения, еще и символическое, применяясь в разнообразных магических ритуалах. Что уж говорить о наносимых на предметы знаках. На наш взгляд, пентаграмма на посуде – ничто иное, как оберег, должный защищать содержимое от вероятного вреда. Таким вредом мог быть завистливый взгляд или, что более вероятно, проказы нечистой силы. Из этнографических записей известно распространенное среди крестьян верование относительно того, что в непокрытую или «не закрещенную» на ночь посуду бесы непременно нагадят, отчего люди и заболевают разными хворями: «Вода эта, если она была ничем не закрыта, приобретает вредные свойства оттого, что туда нахаркают и наплюют нечистые духи».Увы, здесь мы остаемся в зоне предположений, поскольку сами по себе предметы немы, и мы никогда не узнаем наверняка, что имели в виду владельцы предметов с пентаграммами.
Однако у нас для изучения есть не только раннесредневековые материалы и логика для их толкования. Западнославянские (а конкретно – словенские) материалы однозначно свидетельствуют как об известности пентаграммы славянам и в более позднее время, так и о магическом характере символа. Всего более важно то, что информация происходит от простых крестьян, не озадаченных изучением средневековых гримуаров, где «звезде Соломона» приписываются разнообразные свойства. Итак, собственно, примеры.
🔥 1. «На дверях коровьего хлева наносят этот знак, чтобы (мора) не пришла сосать (кровь или молоко, – Б.М.) коров».
🔥 2. «Мора входит в дом только через двери, поэтому нужно на них «napisati morsku nogu od pet ili šestli stova» (написать «морску ногу» о пяти или шести листьях), т.е. начертить на них пентаграмму или гексаграмму. Лучше будет, если начертить красной краской, нежели углем или карандашом. При этом нужно внимательно смотреть, чтобы одна черта не пересекалась два раза, а начало и конец рисунка нужно старательно соединить так, чтобы выглядело, что знак нарисован одной непрерывной линией. Если гексаграмма должна иметь углы с острыми вершинами, то пентаграмма может быть и с закругленными. Когда «морску ногу пишут на дверях», произносят следующее магическое изречение: «Moraludomora // neznalakakavjedanasdan. // Danasjeutorak // u g…u jojuporak» – «Мора, морящая людей, // не знала какой сегодня день. // Сегодня вторник - // в зад ей западный ветер».
🔥 3. «На боку кровати рисовали «morino taco» («морину ногу») - пентаграмму», для защиты от моры.
Первое, на что следует обратить внимание, – символ носит вполне славянское название и используется для защиты от демона, известного всем славянам.Имя демона типично: рус.мaра «злое существо, воплощающее смерть», блр. марá, мáра, мáрня «привидение, кошмар, холера», поль. zmora «дух, мучающий спящих по ночам», болг. мора «душа ожившего нечистого мертвеца», марава «кошмар», марой, марок «призрак, привидение», чеш. mora «демон, удушающий во сне», můra, moroň «вампир», словен. môra «кошмар», у лемков мáра «черт»: mara i čort to jedno; в гуцульских говорах марá «привидение», «нечистая сила», в других диалектах – «злой демон в женском облике, отводящий людям глаза, морочащий разум, чтобы завести в опасное место». Что позволяет выводить о.-слав. *mara «призрак, привидение, наваждение, обман чувств, морок». Согласно одной гипотезе, *marа – аблаутная форма к *mora, восходящему к праслав. *morъ «смерть»; согласно другой, слова с корнем *mar- родственны глаголам (*maniti), (*mamiti) «морочить, обманывать, колдовать». Повсеместно, и не только в славянской низшей мифологии (нем. mahre, ново-верхненем. mar, нижненем. maer, сканд. mara, англ.nightmare, фр. cauchemare, cochemar), демон мора рассматривается как некое существо, насылающее кошмарные сны, приходящее ночью душить людей (лужиц. Mórawa tłoci (давит), чеш. Duši ho mora), пить их кровь (у скотины – кровь и молоко), отчего человек заболевал и даже умирал.Приступы ночного удушья болгары описывают словами: Мора таго е натиснала «Мора на него надавила/нажала»; при виде обессиленного человека говорили: бозала го морава, бивала го е морава; о человеке, назойливо добивающемся чего-либо, поляки говорят: Męczymię jak zmora «Мучает меня как змора». Для полноты картины – еще пара примеров: поль. Mory czyli sotony nachodzą ludzi w nocy, kiedy są pogrążeni w głębokim śnie, i krew z nich wycyckuja «Моры или сотоны находят людей ночью, когда они погружены в глубокий сон, и высасывают из них кровь», Mara to duch, który nocą konie dusi i jeździ na nich.
Таким образом, мы видим, что оберег связывается с духом не заимствованным, но вполне «доморощенным», своим. Более того, пентаграмму совершенно не случайно именуют «moria noha», «morska noga», «morinа taco» – «морина нога». Это связано с представлением о том, что «мора имеет облик кошки и пять ног». Кошачье обличие моры – черта традиционная, точно так же представляют и русского домового:«Домового видят иногда: вот кошкой идет по лавке», «Домовой везде жил: под печкой или на дворе под колодой. Обличье у него как у кошки: лохматый», порой, как и мора, душащего и мучающего ночлежников: «Волдырь вскочит на руке али на ноге – домовой укусил», «Вот меня раз во сне домовой душил, будто свинья сверху сидит и давит, дышать нечем». Пять концов пентаграммы ассоциируются с пятью ногами демона, от которого она должна оберегать. Подобный способ конструирования названия символа является традиционным. Так, понятие «нога» в разных вариациях названий применяется по отношению к свастике: четыреног, кривонога, кривоношка, конёвые голяшки.
Всё сказанное в целом позволяет говорить о том, что пентаграмма была известна славянам достаточно давно, и только указанными восточно - западнославянскими материалами тема не исчерпывается. К примеру, пятиконечную звезду можно видеть среди символов, нанесенных на пасхальные яйца в Сербии. Яйцам-писанкам придавалось большое магическое значение как образу жизни, в связи с чем их плотно покрывали орнаментом из наиболее значимых символов, среди которых непременно обнаруживаются свастики, изображения деревьев, звезды, кони и птицы. Появление среди них пентаграммы, вероятно, указывает на восприятие ее символом солярным или астральным. Можно предположить, что отсюда и проистекает представление о защитных свойствах символа, который можно начертать, не отрывая руки – всем известно, что нечистая сила (чтобы мы ни понимали под этим), боится ослепительного света Солнца…
Источник: Гасанов Б.А. (Богумил Мурин). ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев