НАМ ОСТАВЛЕНО ПОКАЯНИЯ
ПИСЬМА
Письмо 231
Дорогой ... !
Зло не создано Богом. Зло не имеет сущности. Оно есть извращение мирового (а в отношении к человеку и Ангелам – нравственного) порядка свободной воли человека и Ангелов. Если бы не было свободы, то не было бы возможности извратить нравственный порядок, премудрый и совершенный. Ангелы и человеки, как автоматы подчинялись бы законам физического и нравственного мира, и зла не было бы. Но без свободы воли не было бы в человеках и Ангелах образа Божия и подобия. Совершенное существо не мыслимо без свободы воли. (Кстати: все атеистические учения вынуждены отрицать свободу воли; они и отрицают в теории, а на практике тихомолком допускают свободу воли, иначе пришлось бы с ужасом признать, что человек ничтожная часть бездушной огромной машины, которая знать не знает и не хочет знать о человеке и безжалостно калечит или уничтожает его, когда законы этой машины приводят к этому).
Разумные существа, познавшие себя, как самостоятельные личности, “Я”, как новые самостоятельные источники света (ивановский червячок), как центры, для которых весь мир (окружность N-го радиуса) есть только объект, объект познания и действия, причем даже Господь Бог может быть, в какой-то мере, только объектом, эти личности гораздо в большей мере сознавали до падения свое величие. О них было сказано: "Вы боги и сынове Вышнего все вы» (Пс. 81:6). Они не знали зла и не могли вполне оценить добра, которым пользовались. Желание стать как боги, знающие добро и зло, привело к падению и Ангелов, и человеков. Отсюда начинается история человечества. Воспитать человека в благоговении и любви к Богу, в любви к человеку, не подавляя его свободы воли, возвести его в достоинство сына Божия – вот сложнейшая задача: абсолютно неразрешимая для людей и потребовавшая даже от Бога величайшей жертвы – воплощения, крестной смерти и воскресения Самого Бога.
С гордостью человек не может спастись. При наличии гордости он и в раю опять может отпасть от Бога уже окончательным падением, подобно демонам.
Поэтому в течение всей земной жизни Господь дает человеку познать, что без Бога он ничто, он раб своих страстишек и раб дьявола. Вот почему до смерти Господь не позволяет вырвать плевелы, чтобы не повредить пшеницы. Это значит, что человек без недостатков, с одними положительными качествами, обязательно возгордился бы. Если теперь с малыми добродетелями мы находим возможность гордиться, то что же было бы, если бы для нас еще здесь открылась вся слава обоженной души? Даже апостол Павел нуждался в отрицательной помощи ангела сатанина, пакости деющего, дабы не превознестись. О нас же и говорить нечего.
Как Господь старается спасти человека, так дьявол – погубить. Диавол дает человеку видимость победы над собой и вводит через это в самодовольство и гордость; дает успехи в покорении сил природы и внушает мысль: “Через знание (науку) вы победите природу, будете бессмертны и станете богами. Вы и теперь уже можете гордиться своими достижениями”.
Явна противоположность двух направлений. Вполне очевидной становится промышление Божие о спасении человека и усилие диавола погубить даже тех, кто все силы употребляет на искание “единого на потребу”, т. е. царствия Божия. Из области теории это переходит в самую жизнь, человек находится в непрерывной борьбе со злом, с дьяволом, с его внушениями, то падая, то восставая.
В этой борьбе он познает свою немощь, лукавство вражие, помощь Божию и любовь Божию к себе. Он познает цену добра и зла и уже со всей сознательностью избирает добро, делается непоколебимым в предпочтении добра и его источника – Бога и отвергает зло и дьявола. Хотя он и падает, делает иногда злое, но и сознает это как зло, грех, осуждает себя, кается, просит прощения у Бога и тем самым еще более утверждает свое предпочтение добра и Бога, хотя и отрицательным путем.
Тема эта слишком обширная. Ты правильно сказал, что человек должен прийти в смирение, как противоположность гордости. Эту мысль и я здесь высказываю, только в ином виде. Может быть тебе и интересно прочесть, а если нет, то когда-либо все же пригодится. Можно изложить это убедительнее и красивее, со ссылками на Св. Отцов. Здесь только наброска тех мыслей, которые в последние годы стали моими. Прости. У нас все благополучно. Дождь, грязь невылазная. Не гуляем. Кряхтим от погоды. Все это тебе знакомо, дорогой А., если бы и человек Божий!
Дед-мороз. 12XII-60 г.
Письмо 232
Родной ... !
Твое письмо получили и очень рады. Эти дни я тебя очень чувствовал. Не было ли у тебя каких огорчений?
В М-е дядя Ерем подарил мне книгу: Амусин Иосиф Давидович, “Рукописи Мертвого моря”. Я нарочно написал полностью имя и отчество. Пока он приводит фактический материал, то очень интересно. Когда же начинает рассуждать о значении открытий, то веет такой смердяковщиной, что можно только поразиться, до какой степени ослепляет человека атеизм, да еще иудейский, с органической ненавистью к христианству. Все атеисты, тем более воинствующие, абсолютно неспособны понимать Евангелие. Это воистину книга за семью печатями. Когда нечистый дух с семью другими, злейшими себя, водворяется в душе кого-либо, то не просто ослепляет, а по лукавству извращает все, как у сумасшедших, страдающих извращениями восприятий (галлюцинациями и проч.).
Только христианство делает человека нормальным, как было со святыми. Норма человека – Христос. «Живу не к тому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Если же большинство не может дойти до такой степени, то сознают свое извращение и исправляют искаженные восприятия и взгляды по тем, кто достиг «в меру возраста Христова» (Еф. 4:13).
Разговоры об истине с воинствующими атеистами совершенно бесполезны. Однако апология христианства среди нейтральных могла бы некоторых обратить к более серьезному отношению к христианству. Все эти размышления приходится кончать словами Игнатия Брянчанинова: “Ладонью не остановишь течение реки”. Спасаяй, да спасет свою душу.
Говорил ли ты В. о курсовой работе на тему: “Апостол Павел как выразитель и истолкователь Евангелия”. Можно было бы предложить такую тему: “Психологическое объяснение необходимости вочеловечения Господа Иисуса Христа для спасения рода человеческого по Игнатию Брянчанинову”. Однако эта тема может быть доступна тем, кто довольное время пытался жить аскетически и бороться с падшей природой человеческой. Одним изучением нельзя ничего сделать даже и вполне верующему христианину.
31I-61 г. кончаю письмо уже после телефонного разговора.
Горе тем, кто оскорбит любовь матери! Бесконечное горе оскорбляющим любовь Божию. Лучше бы им не родиться! Вечное пламя в груди будет жечь и не сжигать их.
Ну, я разболтался. Будь здоров, родной! Помоги тебе Господи! Наши все кланяются. Пиши!
Н. 30I-61 г.
Письмо 233
Дорогой ... ! Мир тебе!
Мы уже соскучились по тебе, как твои дела? Ты не придавай значения, если к тебе будут относиться “пристрастно”. Ты вступаешь в жизнь все дальше и дальше, а люди все – падшие существа. Это падение не может не сказаться на отношениях к окружающим. Вот почему, между прочим, Господь сказал ученикам: "Се посылаю вас, как овец среди волков, будьте мудры» (Мф. 10:16), но «Се Аз с вами есмь во вся дни» (Мф. 28:20).
С одной стороны нужна и своя мудрость и осмотрительность, но главное – постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и “волос с головы их не падет, без воли Его”.
Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир – небольшое количество овец победило несметные стада волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? Однако Господь «вчера и днесь той же и во веки» (Евр. 13:8). Обращайся во всех скорбях и затруднениях к Господу, и «Той тя препитает» (Пс. 54:23).
Всегда, при любой спешке, можно мысленно обратиться к Господу и сказать: Иисусе Христе, помилуй мя; Господи, будь милостив ко мне, грешному; или, как говорит Варсонофий Великий, хоть вспомни, что есть всевидящий Господь, видящий тебя, и этого достаточно, чтобы выйти из трудного положения. А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского.
Но вера и молитва делают то, что скорбь приносит огромную пользу, а без молитвы может привести к ропоту, маловерию, вреду душе и телу. Вот почему и надо научиться быть всегда с Богом, а Он всегда с нами. «С нами Бог! Разумейте язы́цы» (страсти, бесы, падшие люди – орудия бесов) «и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (Ис. 8:8–10).
Я открыл свое объяснение “Троицы” Рублева. Приедешь – расскажу. Уверен в правильности. Не знаю, есть ли где такое объяснение. У Алпатова нет, хотя он и близко подходит.
Пиши, как твои дела, как у В. Не скорби при неприятностях: «Возверзи на Господа печаль»... и проч.
Отмечай на письме, когда получишь и цел ли конверт. Очень народ стал ненадежный. Ждем от тебя писем.
Н. 6II-61 г.
Письмо 234
Дорогой ... !
Наконец получили от тебя письмо от 17II. Дом у нас взяли. Хотели взять и весь коридор. Про старушек сказали: пусть ходят в окно. Я возмутился, позвонил в Смоленск уполномоченному. Он обещал сказать нахалам, что коридор должен быть в общем пользовании.
Прочти Второе послание к Тимофею, глава 3, стихи 1–15. Обрати внимание на последние два слова стиха 5.
Какое счастье иметь веру! «Надеющиеся на Господа, яко гора Сион!» (Пс. 124:1).
Учитывай свое состояние. “Все для человека, а не человек для всяких суббот”.
Н. 22II-61 г.
Письмо 235
Родной ... !
Твое письмишко получили сегодня. Рады за тебя, что Господь сподобил тебя ощутить несколько “сокровище”. “Вкусите и видите...” Я всегда удивлялся людям, насколько они падки на что-либо новое, особенно, если кто-либо похвалит. Все, что ни написано вне четырех евангелистов – неизмеримо ниже и по мысли, а главное – по духу. Мысль еще можно подделать, а дух никак подделать нельзя. Вот почему Церковь, обладая духом Христовым, безошибочно отвергала все, что не имеет духа Христова. Кто не имеет духа Христова, тот и не Его ученик, последователь.
Погода очень тяжелая, но мы храбро чувствуем себя. Слава Богу! Ты обязательно пиши каждую неделю. Будь здоров. Да хранит тебя Господь. Всегда помним тебя и любим. 18 часов 2III-61 г.
Н. 2III-61 г.
Письмо 236
Дорогой ... !
Старайся в эти долгие службы творить молитву Иисусову. Понуждай себя. Также понуждай преодолеть неприязнь, иначе Господь не даст тебе молитвы, а может даже и скорбь послать. Тебе дается опытно познать борьбу с ветхим человеком. Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце. Это – наши бесплатные дорогие учителя. Прими эти мысли со всей серьезностью. Борись с собой.
Да хранит тебя Господь.
При делании молитвы Иисусовой полезно иногда крестить сердце, чтобы центр креста был на один сантиметр выше соска. Никогда нельзя спускать внимания ниже соска. Ты, наверно, это знаешь. Крест надо делать совсем маленький. Молитву надо говорить, как мытарь, т. е. считая себя в погибели, просить исключительно милости от Господа: “Помилуй, Господи, от дел нет мне спасения. Ты, Господи, наш Спаситель, на Тебя возлагаю спасение мое и близких. Будь милостив мне, грешному”. Когда ты не умом, а сердцем и опытом познаешь истину сейчас сказанного, это будет признаком значительного преуспеяния. Но только это не скоро будет. Человеку кажется, что он познал это, но на самом деле познал только умом, а не сердцем и опытом. Когда сердце будет плакать, что ты далек от Господа и проч., тогда можно будет сказать, что ты приблизился опытно к пониманию.
Будь здоров. Желаю тебе, В., Д. и всем с благодарностью и посильной любовью ко Господу провести дни Страстной. Они ближе к нам, чем Пасха.
Я долго не писал тебе, т. к. надеялся, что ты скоро приедешь! Помолись за нас всех.
Н. 6IV-61 г.
Письмо 237
Дорогой ... !
Я все больше убеждаюсь, что христианство не только “исчезает”, как говорил свт. Тихон Задонский, а уже исчезло. Полностью исполняется предсказание Игнатия Брянчанинова о падении монашества, а затем и православия. Ни на одного человека нельзя положиться. Ужасно.
Будь здоров. Мы уже соскучились по тебе. Все кланяются. Да хранит тебя Господь!
Н. 3Х-61 г.
Письмо 238
Дорогой ... !
Мы приехали очень хорошо. Дома все благополучно. Все здоровы. Мысль об отъезде пока отошла на задний план, да и куда ехать? Везде одно и то же.
Погода прекрасная. Сегодня был большой мороз.
Будь здоров. Да сохранит тебя Господь! Смиряй свои протестантские порывы. Можно говорить и скорбеть о неправильной постановке духовной школы, а с частными административными распоряжениями приходится и нужно мириться. Это сбивает нашу гордыню. «Любящему Господа вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28). Старайся обращать все на пользу. А это будет тогда, когда будешь смирять себя. Образец смирения дал нам Господь Иисус Христос. «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29). А уж как гнали и оскорбляли Его! Самое устроение человеков-фарисеев и проч. было тяжело терпеть Господу. «Доколе буду с вами, доколе терплю вас" (Мф. 17:17), – помни эти слова Спасителя.
Будь здоров.
Н. 19Х-61 г.
Письмо 239
Дорогой ... !
Я все больше сожалею, что мы, люди, не пользуемся теми благами, которые хочет дать нам Бог, и не трудимся сделать себя способными принять дары Божии. А способность эта состоит в том, чтобы смириться пред Богом и желать исполнения воли Божией на нас. Тогда Господь изливает на нас Свои неизреченные милости, о которых плотской человек не имеет никакого понятия.
Дорогой наш, научись молиться и терпеть все, как терпел Господь Иисус Христос. Уж если над Ним надругались и распяли, то что же нам ждать какой-то справедливости? Нет ее на земле и не будет. Правда и истина распяты на кресте. Кругом ложь, обман, эгоизм, предательство...
Прости, милый, может быть я пишу лишнее. Но ты не виноват в этом. Как твое здоровье? Как шея? Ждем письма и тебя. Да хранит тебя Господь и благословит!
Любящий тебя ... . 1XII-61 г.
Письмо 240
Дорогой ... !
Получили твое письмо. Спасибо, что не забываешь нас. Ты не огорчайся за сочинение. Обычно бывает, что когда ждешь много, получаешь меньше. Причины этому разные.
Я очень жалею о. Павла. Ни в коем случае не надо его осуждать, а всякий раз, как вспомнишь его, от всего сердца вздохни: Господи, помоги рабу Твоему, спаси его! Он нуждается в нашем сочувствии и молитвах. Если один член страждет, то и все тело также. Надо бы всем вам попросить отслужить Литургию за него, попросить наместника Лавры молиться во всех церквах о спасении находящегося в искушении.
Это – плод ложной постановки духовной школы. Взяли механически внешний строй старой школы без его достоинств, без его опытных и образованных преподавателей, без учета нынешних обстоятельств – и спокойны. Даже отношение к учащимся как к лагерникам, а не свободным живым личностям, которым надо всячески помочь утвердиться прежде всего в вере, в живой вере в Бога, а не требовать знания на память кучи сырого материала. Доходит ли, не говорю до сердца, а даже до ума хоть один предмет? Делается ли он “своим” для учащегося? Сомневаюсь. Эта куча фактов, сырой, не переваренный материал. Хуже того. При малой вере, рассмотрение плотским “лжеименным” разумом духовных истин приводит к “снижению” значения этих истин. С них снимается покров таинственности, глубины Божественной мудрости. Эти истины делаются предметом “пререкания языков”, чуждым для души учащегося. Вера слабеет и даже исчезает. Из духовной школы и выходит поэтому много самых ядовитых безбожников.
Учащихся перегрузили предметами. Некогда подумать. Программа составлена неправильно. Духовная школа должна: 1) укрепить веру, 2) научить молиться, 3) научить познать себя, свое падение, 4) научить бороться с грехом и с искушениями, как боролись Св. Отцы, 5) научить понимать и чувствовать творения Св. Отцов, а через них и Евангелие, сделать их своими, родными, близкими сердцу, живыми, отвечающими на все требования души в любом состоянии, а не предметом изучения, 6) научить смотреть на заповеди Св. Евангелия не как на препятствия к вольной жизни или как хорошую мораль для общественной жизни, а как на путь к нахождению еще здесь, на земле, драгоценной жемчужины, увидя которую, человек с радостью продает все, т. е. все житейские мирские интересы, удовольствия, все, что ценит мир, все оставляет не по принуждению, а уже по влечению души к этой жемчужине. А найти ее можно самому, кто имеет веру во Христа и всеми силами старается жить по заповедям Евангелия.
Уже краткое, не полное перечисление задач духовной школы показывает, как далека современная школа от этих задач. Все надо бы переделать, начиная с программ и кончая администрацией, даже с помещениями. Скажут, не такое теперь время. Пусть всего нельзя сделать, а кое-что можно. А главное, всем надо бы иметь в виду эту цель, что можно – с своей стороны делать, а о прочем скорбеть. Тогда само собой и отношение к учащимся было бы не такое, как теперь, а как к живым душам, перед которыми все, начиная с ректора и кончая прислугой, должны бы считать себя должниками, не могущими выплатить свой долг.
Я уж разболтался. Смотри на изложенное как на очень приблизительный набросок, с маху написанный. Но направление должно быть такое. Главное препятствие – отсутствие соответствующих людей. «Оскуде преподобный» (Пс. 11:2). Будем сидеть на реках Вавилонских и плакать. Может быть, сжалится над нами Господь и, ими же весть, судьбами спасет нас, сознающих опасность своего положения и взывающих, если не всегда, то как можно чаще: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! Да хранит тебя Господь. У нас все здоровы.
Н. 10,5 ч. вечера 7XII-61 г.
"Православная энциклопедия «Азбука веры»." ( http://azbyka.ru/ ).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев