КАК ИЗОБРАЗИТЬ НЕВИДИМОЕ?
«Иконография ангелов» – уже в самом этом словосочетании есть некое противоречие. Иконография – это ведь начертание образа. «Воспроизведение» образа Господа Иисуса Христа, согласно мысли святых отцов, обусловлено и оправдано тем, что Спаситель воистину воплотился, имел земной образ и, соответственно, был изобразим. Но как можно воспроизвести в художественном образе бесплотного невидимого Ангела?
СИМВОЛЫ
Конечно, в Священном Писании упоминаются явления Ангелов в некоем образе. Так, Иисус Навин видел Архангела Михаила как воина с мечом (Нав. 5:15), жены-мироносицы после Воскресения Христова на Гробе Господнем увидели юношу, облеченного в белую одежду (Мк. 16:5) и т. д. Но эти явления индивидуального характера (хотя и они тоже так или иначе отражены в иконографии) были именно видениями, каждый человек их видел по-своему. С помощью таких явлений нельзя решить проблему изобразимости невидимого ангельского мира. Так как же воспроизвести невидимое?
И здесь на помощь художнику приходят символы. Как пишет Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии»: «Все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах» [1]. Потому что наш земной ум может подняться к созерцанию небесных иерархий только посредством символа.
В первохристианские времена Ангелов изображали в основном участниками Священной истории и так же, как прочих персонажей, т. е. как людей. Понять, что перед нами именно Ангел, можно лишь из контекста самого изображения.
✓ Нимб и крылья
По всей видимости, для первохристианских времен такие ныне привычные и общепринятые атрибуты, как нимб и крылья, вызывали негативную ассоциацию с языческими культовыми изображениями (а ведь нимб присутствовал как в античной эллинистической языческой традиции, так и в зороастризме, индуизме и других религиях). И лишь спустя некоторое время образ Ангелов в христианском искусстве принял привычный для нас облик.
Символика нимба и крыльев для большинства христиан понятна. Впрочем, можно напомнить. «Что же касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и бесконечного Бога», – пишет свт. Симеон Солунский [2]. Крылья же символизируют полет и скорость, что в контексте служения Ангелов как вестников воли Божьей тоже довольно ясно.
✓ Ангельские одежды
Касательно одежды и предметов – все несколько сложнее.
Нужно отметить, что символика иконописи всегда основывалась на реалиях культуры, в которой создавалась (в данном случае на реалиях позднеримской и византийской культуры). Например, предметами, связанными с императором и его двором, проще всего символизировать такие понятия, как власть и могущество. Любой человек в Византийской империи сразу улавливал ассоциацию, и риск неверной трактовки символа сводился к минимуму. Такая проблема возникла намного позже, когда значение тех или иных предметов византийской культуры и быта стали забываться. Только тогда появляются альтернативные толкования (порой весьма нелепые), что мы можем наблюдать и в наше время.
Итак, Ангелы – это посланники, служители и вестники Царя Небесного, и чтобы передать все величие их чина, позднеримские/византийские художники, как мы уже отметили, обращались к образам земного царства. Таким образом, пышный придворный церемониал византийского двора нашел свое отражение в христианской иконографии, и вот Ангелы уже предстают пред нами в ризах ромейских придворных сановников и военачальников. Конечно, времена меняются, и сейчас было бы неразумно изображать ангельский чин в костюмах госчиновников или в парадной форме представителей Министерства обороны (хотя это и являлось бы наиболее адекватным «переводом» византийской иконографии на современный язык). Но отношение к правителям и госслужащим в наше время разительно отличается от отношения к власть имущим в древности. Вот для античного и средневекового сознания «осовременивание» реалий Священной истории и духовного мира – вещь вполне обыденная (даже в эпоху Ренессанса в Западной Европе допускалось в религиозной живописи использовать современные для художника костюмы).
Основной ангельской «униформой» были одежды античной аристократии – ХИТОН, ГИМАТИЙ и ХЛАМИДА. Нелишним будет напомнить, что хитон – это нижняя одежда наподобие подрясников духовенства, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона (у римлян аналогом гиматия была ТОГА), а хламида – по сути, тоже плащ, но в него не заворачивались, а носили на плечах, застегнув пряжкой (или просто завязав концы) на плече или груди. Это сочетание нижней и верхней одежды в античном мире сохранялось довольно долго, хотя фасон этих элементов мог меняться до неузнаваемости.
Так, хитон, в зависимости от своей длины, наличия разрезов, рукавов – широких или узких, коротких или длинных, нашивок и других деталей, мог называться по-разному: далматика, скарамангий, дивитисий, коловий и т. д. На определенном этапе развития византийской культуры одновременно могли одевать два хитона различных фасонов (что, кстати, сохранилось до сих пор в ношении богослужебных одеяний: епископы надевают саккос поверх стихаря, хотя и то и другое одеяние происходит от хитона).
Хламида, как уже говорилась, – это род плаща в виде накидки на плечах. Она была довольно широкой. На хламиду в районе груди нашивался четырехугольник ткани, который по цвету отличался от самой хламиды – т. н. ТАВЛИОН. Цвет хламиды и тавлиона мог указывать на место его носителя в придворной иерархии. Наиболее почетным цветом тавлиона был золотой. Хламиду же пурпурного цвета с золотым тавлионом мог носить только император.
Для военных был предусмотрен похожий плащ, который назывался САГИЙ. Он отличался от хламиды только легкостью и меньшими размерами. На него тоже у высших чинов нашивался тавлион. Сагий более характерен для икон Архангела Михаила, который как Архистратиг (главнокомандующий) Небесного воинства изображался двояко – либо в наряде служителя Царя Небесного (об этом мы говорили выше), либо в доспехах византийского полководца, с сагием на плечах.
Следующим интересным атрибутом одеяний Ангелов является ЛОР – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил). Аксессуар представлял собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре. В особо торжественных церемониях его надевали вместо хламиды.
Лор происходит от одежд римских консулов. Консулы, как и все граждане Рима, носили тогу, но, в отличие от других римлян, их тога украшалась широкой пурпурной каймой. Драпировка тоги была целым искусством, но со временем неудобная тога уменьшилась в размере, и драпировали ее более простым способом (хоть при этом украшения были значительно пышнее). Этот вариант консульской тоги стал называться ТРАБЕЕЙ. Она уже целиком была пурпурной и расшивалась различными орнаментами.
С течением времени и сама трабея сузилась и эволюционировала в некое подобие шитого золотом и украшенного драгоценными камнями шарфа, тогда же и стала называться ЛОРОМ (λωρος – по-гречески означает «лента»). Драпировался лор, как уже говорилось выше, довольно сложно: его передний конец свешивался с груди вниз почти до подола, а верхний крестообразно оплетал грудь и спину, выходил из-за спины и перебрасывался через левую руку. Это чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему ангельской иконографии еще и потому, что в Писании можно встретить такое видение Небесных Сил: «И вышли из храма семь Ангелов… облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).
В Византии на этом варианте не остановились, и лор эволюционировал дальше в направлении упрощения. В конце концов он стал представлять собой несколько частей: оплечье (в виде широкого воротника), полосу, свисающую с груди, и более длинную, свисающую со спины, также огибающую талию и переброшенную через левую руку.
Иногда в одной и той же композиции переходного периода можно наблюдать Ангелов в разных вариантах лора. Самый характерный и интересный пример – мозаика XII века в куполе Палатинской капеллы – дворцового храма сицилийских королей, выполненная византийскими мастерами.
СИМВОЛЫ ВЛАСТИ
Головы Ангелов увенчаны ДИАДЕМОЙ. В своем изначальном античном значении диадема – это не женское украшение из бриллиантов, каким мы ее знаем, а всего лишь лента, повязанная вокруг головы. Собственно, белая лента в эллинистическое время считалась одной из царских регалий. К тому же она была одним из атрибутов жрецов.
В позднеримскую эпоху императоры также стали носить диадему, которая расшивалась жемчугом и драгоценными камнями.
При этом в центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развивающимися концами лент (называемых в русской традиции ТОРОКАМИ (тороки-ремни)) мы и видим в иконографии Ангелов.
Когда же античное значение этого аксессуара забылось, на Руси появились наивные попытки его вольного истолкования. Но даже сейчас в популярной литературе по «богословию иконы» можно прочесть такое: «Тороки (слухи) – ленты в волосах Ангелов, символизирующие слушание ими Бога».
Трудно понять, почему ленты на голове должны символизировать «слушание», тем более что это никак не отражено в византийской письменности. Да и нелогично сводить функции одного из древнейших символов власти к антенным, принимающим сигнал.
Случается и другое: центральный камень в диадеме (обычно ромбовидной формы, который можно встретить на некоторых иконах) называется «третьим глазом» и символизирует уже не «слышание», но «видение». Это явно влияние восточных мистических практик. Ещё приходилось слышать, что концы лент – это почему-то молнии…
Но все же диадема – символ власти и священного служения (поскольку, помимо царей, в древности диадему имели и жрецы).
В руках Ангелов мы часто видим ЖЕЗЛ – еще один из символов власти. Он также имеет место среди регалий византийского двора. Жезлы той или иной конфигурации имели не только императоры, но и придворные чины, например, силенциарии (церемонимейстеры).
Жезл мог быть как в виде СКИПЕТРА – длинной трости с богато украшенным навершием, так и в виде ЛАБАРУМА. Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах Ангелов часто изображается троекратное: «агиос» – «свят» (что напоминает нам о непрестанном ангельском славословии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
Как и в случае с диадемой, смысл жезла постепенно забывается, и уже в поздних русских «иконописных подлинниках» жезл именуется мерилом, что иногда трактуется как «символы измерения чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».
Третий символ власти, присутствующий в иконографии Ангелов, ДЕРЖАВА – шар, который у римских императоров означал власть над Вселенной. Часто держава в руках Ангелов украшена крестом или монограммой Христа, тем самым напоминая, что сила и могущество Ангелов даны Господом.
И этот символ на средневековой отечественной почве, после падения Византии и потери связи с древним античным наследием, утратил свой изначальный смысл, в некоторых поздних источниках стал именоваться «зерцалом» (зеркалом) и получил очередное произвольное толкование: «В византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом» [3]. Как видим, если диадема внезапно стала «играть роль» антенны, то держава теперь выступает чуть ли не хрустальным шаром для гадания. Есть еще одно странное толкование: оказывается, «зерцало» – это «прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него»…
В греческой мифологии встречается известный аналог – зеркальный щит Персея, которым он пользовался, чтобы, сражаясь с горгоной Медузой, уберечься от ее смертоносного взгляда. Вот только причем здесь Ангелы и Господь?
Стоит напомнить, что символы иконы создавались с целью облегчить понимание простому человеческому разуму реалий невидимого земным взором Царства Небесного, а не для того, чтобы окутать все мистическим туманом.
Отметим, что для «расшифровки» символики иконы фантазии не нужны, следует всего лишь понимать контекст эпохи, в которую то или иное символическое значение ей приписывалось. Такое знание не оставляет места досужим псевдоблагочестивым вымыслам.
Дмитрий Марченко
1. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 1, 3. СПб.: Сатисъ, 1995.
2. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб, 1857.
3. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Общедоступный Православный Университет, 1995.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев