1. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Праздники в честь Божиих Ангелов люди устраивали еще в глубокой древности. Однако эти торжества нередко выливались в обожествление Ангелов (4 Цар. 23:5). Еретики рассказывали об Ангелах разные басни и небылицы. Одни из них усматривали в Ангелах богов, другие, хотя и не считали их богами, тем не менее называли творцами всего видимого мира.
Поместный Лаодикийский Собор, состоявшийся около 364 года, своим 35-м правилом отверг поклонение Ангелам как богам и установил [досто]должное их почитание. В эпоху же Сильвестра, папы Римского, и Александра, патриарха Александрийского (IV век), был установлен сей праздник в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил в месяце ноябре.
Почему именно в ноябре? Потому что ноябрь идет девятым по счету с месяца марта. Сотворение мира, как считается, было в марте. А девятый месяц после марта взят по причине девяти ангельских чинов, созданных прежде всего. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла — того апостола, который был вознесен до третьего неба, описал сих девять чинов в книге «О небесной иерархии». Эти чины суть следующие:
- шестокрылатые Серафимы,
- многоочитые Херувимы и богоносные Престолы;
- Господства, Силы и Власти;
- Начала, Архангелы и Ангелы.
Воевода всех ангельских воинств — это Архистратиг Михаил. Когда сатана, люцифер, отпал от Бога и увлек с собой в погибель часть ангелов, тогда Михаил встал и воскликнул пред сонмом не отпавших Ангелов:
«Вонмем! Станем добре, станем со страхом!»
И все небесные воинства верных Ангелов громогласно воспели:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!»
(об Архистратиге Михаиле см.: (Нав. 5:13-15); (Иуд. 9)).
Среди Ангелов царствует совершенное единомыслие, единодушие и любовь, а к тому же — и полное послушание нижних чинов чинам высшим, а всех вкупе — святой воле Божией. У каждого народа есть свой Ангел-хранитель; сверх того, Ангел-хранитель есть и у каждого христианина.
Нужно всегда помнить: что бы мы ни делали, явно или тайно, мы всегда делаем это в присутствии своего Ангела-хранителя. А в день Страшного Суда всё огромное множество святых, небесных Ангелов соберется вокруг престола Христова, и перед всеми обнаружат и объявят они дела, слова и помыслы каждого человека.
Да помилует и да спасет нас Бог молитвами святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Аминь.
(Прим. - Ред.) Собор Архангелов. Трапезная монастыря Дионисия на Афоне. Фреска, 1603 г. Во главе бестелесных Сил Небесных - архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил. В медальоне - изображение Христа Еммануила. Ниже, поверженным в пропасть, представлен бывший "ангел Света" Люцифер. На свитке, раскрытом возле медальона Христа, начертаны слова: Я видел сатану, спадшего с неба... (Лк. 10,18).
___________________________________________________________________________
(Прим. - Ред.)
Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Серафимы
В переводе «пламенеющие», они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней;
изображаются шестикрылыми;
упоминания: (Ис.6:2-6)
2. Херувимы
«Многое разумение», чрез них ниспосылается просвещение; через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания
изображаются четырёхкрылыми;
упоминания: (Евр. 9:5)
3. Престолы
Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие; Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы таинственно и непостижимо носят Бога;
изображаются в виде колёс со множеством глаз на ободьях;
упоминания: (Кол. 1:16)
4. Власти
Укрощают власть бесовскую, отражают искушения; имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами;
упоминания: (Кол. 1:16)
5. Господства
Ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям; владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения;
упоминания: (Кол. 1:16)
6. Силы
Укрепляют людей, дают благодать чудотворений угодникам Божиим; исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество;
упоминания: (Еф. 1:21)
7. Начала
Управляют вселенной, законами природы; охраняют народы, страны; начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних;
упоминания: (Кол. 1:16)
8. Архангелы
Являются проводниками откровения Божия; благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия;
упоминания: (1Фес.4:16)
- Михаил;
перевод имени «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник);
изображается: на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми девятью Ангельскими чинами;
упоминания: (Иуд.1:9); (Дан. 3:92-95)
- Гавриил;
перевод имени «Сила Божия»;
возвещает людям великие дела Божии;
изображается: с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа в левой;
упоминания: (Лк.1:26); (Дан. 8:16)
- Рафаил;
перевод имени «Исцеление Божие»;
целитель, врач Божий;
изображается: держащим сосуд с целительными снадобьями и ведущим правою рукою Товию, несущего рыбу;
упоминания: (Тов. 3:16; 12:15)
- Уриил;
перевод имени «Свет, огнь Божий»;
просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу;
изображается: держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а в опущенной левой руке пламень огненный;
упоминания: (3 Езд. 5:20)
- Салафиил;
перевод имени «Молитвенник Божий»;
изображается: с руками, молитвенно сложенными на груди;
упоминания: (3 Езд. 5:16)
- Иегудиил;
перевод имени «Славящий Бога»;
покровитель монахов и трудящихся для славы Божией;
изображается: держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами (награда святым и воздаяние грешникам);
упоминания: только в Священном Предании.
- Варахиил;
перевод имени «Благословение Божие»;
податель благословений и милости Божией;
изображается: несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, либо розы на одежде;
упоминания: только в Священном Предании.
- Иеремиил;
перевод имени «Высота Божия»;
изображается: держащим в руке весы; упоминания: (3 Езд. 4:36)
9. Ангелы
Приставлены для хранения каждого христианина; наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем;
упоминания: (Быт.19:15; 32:1); (Мф.13:49; 18:10)
___________________________________________________________________________
2. Стихотворение
Архистратиги Сил Небесных, стражи доброты,
Взираете на нас вы из Царства чистоты,
Крылами мощными нас присно осеняете
И крепостью своею от напастей ограждаете.
Бог наделил вас силой благодатной
И славой щедро увенчал за подвиг ратный:
Вы носите мечи сверкающие, пламенные,
Что сокрушат любые стены каменные;
Вы ими демонов разите беспощадно,
На легких облаках летая в поднебесье хладном.
Туда, где брань за Бога жаркая ведется,
Спешите вы — и вам победа достается.
Без страха, скорби и без утомления
Вы присно ратуете за спасение,
Во все концы вселенной поспеваете,
Людей от козней от бесовских заступаете.
За вами — легионы Воинств светоносных, ясных,
Что воспевают Богу песнь прекрасную,
Собратий наших, старших чад Творца,
Ведь все мы — дети одного Отца.
Из ничего Он создал нас, богатством одарил;
Для Ангелов и человеков рай небесный учредил.
Архистратиги Божии, по жизненным стезям
Ведите нас, чтоб в Царстве горнем ликовать и нам.
___________________________________________________________________________
3. Рассуждение
О том, что Божии Ангелы непрерывно общаются с миром сим, ясно и неопровержимо свидетельствует Священное Писание. Отчасти из Священного Писания, а отчасти и из Священного Предания Православная Церковь узнала имена семи начальников ангельских Сил, а именно:
Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила (вместе с ними некоторые упоминают и восьмого — Иеремиила).
Имя Михаил на еврейском языке означает кто как Бог или: кто равен Богу! Святой Михаил еще с первых христианских времен изображается как воевода, держащий в правой руке копье, которым попирает он люцифера, сатану, а в левой руке держит он зеленеющую пальмовую ветвь. Верх копья увенчивается полотняной лентой с красным крестом. Архангел Михаил особо считается блюстителем православной веры и борцом с ересями, искажающими эту веру.
Святой Гавриил означает муж Божий или крепость Божия. Он благовеститель Божиих тайн, в частности — тайны воплощения и всех прочих [тайн], к которым имеет он касательство. На изображениях в правой руке держит он светильник с возжженной внутри свечой, а в левой — зерцало из зеленого камня ясписа. Зерцало знаменует собой Божию премудрость как сокровенную тайну.
Святой Рафаил означает исцеление Божие или Бог-целитель (Тов. 3:16; 12:15). Изображается он так: правой рукой ведет он Товию, несущего рыбу, пойманную в Тигре, а в левой держит он лекарский алебастр.
Святой Уриил — огонь или свет Божий (3 Езд. 4:1; 5:20). Изображается так: в правой руке держит он меч, обращенный против персов, а в левой — пламенеющий огонь.
Святой Селафиил (Салафиил) значит молитвенник Божий (3 Езд. 5:16). Изображается с опущенным [долу] лицом и очами, а руки держит он на груди, как на молитве.
Святой Иегудиил — прославляющий Бога. Изображается так: в правой руке держит он золотой венец, а в левой — тройной бич.
Святой Варахиил — благословение Божие. Изображается так: за пазухой носит белые розы.
Святой Иеремиил — возвышение Божие, возвышение к Богу (3 Езд. 4:36). Почитается как внушитель и поощритель возвышенных мыслей, возносящих человека к Богу.
___________________________________________________________________________
4. Созерцание
Да созерцаю чудесное оживление Евтиха апостолом Павлом (Деян. гл. 20), а именно:
1) как Павел ночью проповедал в одном из домов в Троаде;
2) как юноша Евтих погрузился в глубокий сон и упал вниз из окна третьего жилья и был поднят мертвым;
3) как Павел сошел вниз, обнял его и вернул ему жизнь.
(Прим. - Ред.)
Деяния апостолов, глава 20
20.6 А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
20.7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
20.8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
20.9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
20.10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
20.11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
20.12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
"Всякий ум, который взошел на первый ярус, то есть делание, стал на втором, то есть естественном созерцании, и поднялся на третий, то есть [достиг] высоты богословия посредством неколебимой веры, а потом пренебрег словом Божиим и задремал, — [всякий такой ум] падает с того, что названо третьим ярусом. Если же слово учения, нисходящее к нему, найдет в нем что-то живое, и если он не вовсе умер от отчаяния, тогда он вновь оживляется посредством покаяния."
преподобный Максим Исповедник
___________________________________________________________________________
5. Проповедь о том, что Христос оживотворил людей, умерщвленных грехом
"и су́щихъ на́съ ме́ртвыхъ прегрѣше́ньми, сооживи́ Христо́мъ: благода́тiю есте́ спасе́ни:
и съ ни́мъ воскреси́, и спосади́ на небе́сныхъ во Христѣ́ Иису́сѣ,"
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены,
и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,"
(Еф. 2:5-6)
Бог сперва оживотворил Христа, сначала как человека воздвиг Его из мертвых. А Христос — наша Глава. Дабы воскрес весь род верных, надлежало перво-наперво воскреснуть Главе. Если воскресла Глава, то [тем самым] уготовано воскресение и всего тела вкупе со всеми его составами.
Апостол Павел посему и говорит о нашем воскресении и прославлении как о деле свершившемся. Бог и нас, и их воскресил... и посадил на небесах во Христе Иисусе. Вместе со Христом как с человеком Бог воскресил и нас, бывших прежде мертвыми от грехов, умерщвленными грехами. И не только воскресения удостоил Он нас вкупе с Владыкой Христом, но и еще паче: посадил Он нас вровень со Христом на высотах небесных, превыше всего мира бесплотных духов.
[Ведь и] на земле явился Бог не для чего-то обыденного и мелкого, братья, а для дела и впрямь чрезвычайного, и [грандиозного, и пре]великого. Когда некий земной царь навестит то или иное место в своем государстве, благотворные плоды его посещения наблюдаются там еще долго. Вот и Царь Небесный, Господь, посетил землю и род человеческий на земле. И благодать от Его пришествия будет ощущаться до скончания времени. Это посещение ознаменовало для нас жизнь вместо смерти, славу вместо позора, близость к Богу вместо удаленности от Него, благословение вместо проклятия. Одним словом — воскресение из мертвых, вечное царствование со Христом на небесах.
О Господи, благодарим Тебя; о Господи, прославляем Тебя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев