_______________________
Плотское вожделение одного ищет своего осуществления и удовлетворения в близости с другим. Вожделение может носить односторонний характер — быть эгоистичным, когда один активно воздействует на другого, эксплуатируя его плоть и, так сказать, понуждая его к сексуальному послушанию — к соучастию в совокуплении. Вожделение может выражаться и в форме «эгоизма двоих», когда, вступая в близость, ничего иного друг от друга и не домогаются, здесь одна цель — удовлетворение страсти во взаимном похотливом наслаждении.
Эрос — плотское вожделение — может способствовать идеализации образа другого, делая еще более заманчивым именно в удовлетворении плотской страсти. Такая временная идеализация отношений тотчас исчезает в человеке, как только удовлетворяется плотская страсть. Тогда наступает волна разочарования… И это — явное свидетельство того, что достигнуто удовлетворение плотских страстей, но никакой любви не было вообще. Одного эроса недостаточно, чтобы выдержать все испытания брачной жизни, ибо как только плотское вожделение удовлетворяется, наступает недовольство друг другом и разочарование…
Внешняя, телесная красота омрачает духовные очи, — не усмотрев сущностного содержания, не узнав вовсе духовной направленности отношений — бросаются в плотские объятия, завершившиеся совокуплением, а затем и разочарованием. Угар страсти прошел, и стало явно, что двое — чужие по существу люди: по духовному содержанию и устремлениям жизни. И по осознании этого в супругах зреет… развод!
Любовь плотская — не будучи связана духовным чувством, -как только представится какой-то даже самый незначительный повод, очень легко испаряется.
Любовь, как «волненье крови молодое» (по Лермонтову), влечет человека в пылу разбушевавшейся страсти чуть ли не к первому попавшемуся субъекту, который окажется подходящим для удовлетворения похоти: поистине «ночью все кошки серы». Когда же похоть удовлетворяется — прекращается «волненье крови молодое», а заодно такая любовь кончается. Возбуждаемая похотью тяга к телу человека другого пола есть вожделенье чисто животного порядка, направленное на удовлетворение воспроизводительного инстинкта. Причем участников сближает не взаимная любовь, но любовь к самому наслаждению (= похотливому услаждению). Можно даже ненавидеть друг друга и в то же время заключать между собой — исключительно ради любви к плотскому наслаждению — постыдные (продажные!) сделки о совокуплении (33. Т. 3. С. 14-15. Блж. Диадох. Гл. 15).
Словом, поступают по пословице: «Любить не люблю, а отстать не могу». Настоящую же любовь купить нельзя, она не продажна. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем(Песн. 8, 7).
Итак, физическая близость не должна быть исключительно самоцелью лиц, вступающих в брак. Плотское единение должно только восполнять их духовное единство, выражающееся в обоюдно согласованном стремлении жить в благочестии и чистоте, в соблюдении заповедей Божиих, словом — в единодушном стремлении жить так, чтобы святу быть: жить по-Божьи.
Сущность человека не в теле его — не в лице или фигуре, а в душе, ищущей покоя и радости в жизни пo-Божьи: Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое (Пс. 61; 2).
Если же, вступая в брак, не ищут Бога, не ищут Божиего в жизни,— а это присуще тем, у кого отсутствует вера в Бога, — то тогда материальное и плотское (в них господствующее) всегда будет подавлять и самую совесть, и высшие запросы духовного и нравственного порядка.
Вся жизнь такой безбожной пары будет всегда вращаться вокруг «стойла да пойла». Впрочем, такая «прогрессивная» пара может свое стойло оснастить шкафом с рюмками, фужерами и прочими безделушками под стеклом и конечно же в передний угол поставить телевизор для наслаждения «духовными» зрелищами: мордобоем при боксе, обнаженностью при балетах, ловкостью гимнастов и групповыми баталиями на стадионах,— хоккеем (зимою) и футболом (летом). А ведь подмечено: «Чем сильнее внутренняя самостоятельная работа в душе человека, тем менее он ищет развлечений» (57. С. 514). Поскольку же безбожными супругами отрицается наличие души, духовного начала (= образа Божия, напечатленного Любовью Божественной), постольку и речи нет ни о каком единомыслии «душ и телес»… Поневоле тогда и супружеские отношения безбожной «парочки» ограничиваются только их плотской близостью. Они единодушны в подходе к брачной жизни: их удовлетворяет плотская близость, а духовных запросов не знают и не признают. У них — единодушие скотства, единодушие удобства совместной жизни в коммунальном общежитии. Эротическая любовь всегда эгоцентрична; каждый возбужденный ею ищет себе партнера по страсти ради своего собственного удовлетворения, самовосполнения и самоусиления.
Отчего же, при всех громаднейших усилиях, мы не достигаем счастья? — Оттого что мы следуем не по истинному пути к счастью, а по ложному: стремимся к счастью своей животной личностью (63. Т. 3. С. 48).
Вот слова из поучения новобрачным: «Не сделают вас счастливыми одни внешние блага, если вы не будете украшаться христианскими благими нравами и добродетелями. Доброе сердце, искренне и постоянно любящее Бога, усердие к соблюдению заповедей Божиих, постоянная взаимная любовь и верность в исполнении взаимных обязанностей, любовь к ближним, смиренная преданность Богу среди всех трудных и скорбных обстоятельств жизни и непоколебимое упование на Бога, премудро промышляющего о каждом человеке, — вот условия и благонадежный залог вашего истинного счастья в семейной жизни» (36. Кн. 1.С. 414).
_________
священник Михаил Труханов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2