Ю.И. Рубан
Амво́н – (греч. ’mbwn, а́мбон, а́мвон – «выступ», «возвышение»; от гл. InabaInw – «восходить», «подниматься») – особое возвышенное место христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, проповеди и других богослужебных действ.Судя по немногим сохранившимся памятникам и описаниям, древний амвон представлял собой высеченную из мрамора полукруглую башенку, к верхней площадке которой вели две лестницы («всходы»). С лицевой стороны амвон украшался скульптурными изображениями. В древних храмах базиликальной формы амвон ставился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сторонам нефа, если их было два (в некоторых храмах один амвон предназначался для чтения Апостола, другой – для чтения Евангелия). На верхней площадке амвона помещались пюпитр для книг, подсвечник и седалище для епископа. Новгородский паломник Антоний, посетивший Константинополь в 1200 г. и оставивший описание столичных святынь, выделяет амвон «Великой Церкви» (Святой Софии Константинопольской), главного соборно-приходского храма византийского христианства («амвон хрустален, Устиниян царь премудростию многою сотвори, всячески украшен»).Амвон Софии Константинопольской мог стать прототипом для древнерусских амвонов, в частности, для деревянного амвона Софийского Собора в Новгороде, построенного в 1533 г. при архиепископе Макарии и вызывавшего восхищение современников («амбон велми чуден»). Это единственный сохранившийся древнерусский амвон подобного типа (в настоящее время находится в Русском музее). С этого амвона читали Апостол, Евангелие, исполняли важнейшие песнопения, возглашали синодик («кликали сенодик»). На нем также совершался обряд «Воздвижения креста» во время одноименного праздника, причем, особая роль отводилась новгородскому амвону во время действа «Хождения на осляти» (см. Вход Господень в Иерусалим). Очевидно, амвон в древнерусском богослужении служил образом Небесного Иерусалима, идеального Града и Храма, в котором происходит «возвышенное» (в духовном и даже буквальном смысле!) служение. После XVII в. подобные амвоны исчезают.В настоящее время существуют два вида амвонов – 1. «Предалтарный амвон» – полукруглая площадка, являющаяся как бы продолжением центральной части солеи (против Царских врат), выступом своим обращенная в сторону молящихся. Здесь дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие, священник проповедует, преподает молящимся причастие и крест по окончании богослужения. – 2. «Архиерейский амвон» – квадратное возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до Малого входа при совершении им Литургии. Отсюда другое название в богослужебных книгах – «облачальное место». Как правило, он имеет две ступени.Согласно авторитетному византийскому литургическому толкованию (XII–XIII в.), «амвон представляет собою тот камень, на котором ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам воскресение. Ступени амвона знаменуют лестницу Иакова» (Софрония патриарха Иерусалимского Слово, содержащее всю церковную историю, 4). Тот же символический ряд более подробно развивает последний византийский литургист Симеон Солунский (†1429 г.): престол – гроб, алтарь – гробовая пещера, «посему и амвон становится пред дверями гробницы, означаякамень, отваленный от дверей гробницы, и возвышается в знамение высоты христианской проповеди, или того, что ангел сидел поверх его и проповедал воскресение Спасителя», – и делает вывод: «Потому и иереи с дьяконами, изображая ангелов, на амвоне возвещают Евангелие» (Разговор о святых священнодействиях, гл. 104).
Лит.: Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894; Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994; Куприянов И. К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. Новгород, 1859; Клюканова О. В. Новгородский амвон 1533 года // София. Новгород, 1998. № 4. C. 18–20.
Комментарии 1