Молитву преподобного Ефрема Сирина знает каждый верующий христианин. Признаки веры - дела. Как тело без души мертво, так и вера без дел мертва. Дела практической духовной жизни, в которой человек сообщается с Богом, - жажда спасения души, решимость следовать путем заповедей, молитва, участие в церковном богослужении, участие в таинствах, пост. Молитва - дыхание души. Без Бога мы задыхаемся. Каждый раз, когда приходит тоска, уныние, беспросветность, это признак того, что душа лишилась благодати Божией.
• Молитва Ефрема Сирина •
Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь
Каждое слово этой молитвы имеет глубокий смысл и сильное молитвенное обращение к Богу. В ней мы умоляем Бога во время поста отнять у души пороки, снабдить добродетелями, научить видеть свои пригрешения. Произносится с вниманием, трепетом и благоговением, всегда сопровождается земными поклонами.
Праздность, уныние, любоначалие и празднословие - самые опасные пороки. В состоянии праздности или безделии пребывает большинство современников, особенно жителей развитых стран. Хлеб валяется на помойках, контейнеры продуктов выбрасываются. Господь: "в поте лица будешь есть хлеб свой". Но в наше время человек расслабленно выполняет свои функции с перекурами и перерывами на кофе. Праздность - мать всех грехов. В нелюбви к труду человек совершает ошибки, за которые ему потом становится стыдно. К труду необходимо себя приучать, вставая вовремя, убирая со стола, не обременять других своей жизнью. Трудиться также духовно, молиться.
Духом уныния болен каждый в наше время, время потери смысла, низведения ценностей, пропаганды греха, идеологии потребления. Человек живет для того, чтобы есть. Но душа может питаться только благодатью, энергией Божией. Вместо этого человеку подсовывают иллюзию, мираж. Индустрия развлечений широко распространяется, а имена сатириков и представителей шоубизнеса знают больше, чем русских поэтов или великих святых. Человек смеется, думает, что это счастье, а уныние глубоко врастает в сердце. Но есть путь спасения - обретение, осмысление и укрепление Истины, ибо Царствие Божие внутри нас есть. Отвлечься от внешнего мелькания, сосредоточиться на внутреннем, задуматься о себе, вглядеться в себя, подумать, чем должны быть. Выход от уныния сокрыт в Евангелии, где содержится благодать Божия, оживотворяющая душу. Уныние прогоняется молитвой, душа человека на время освобождается от рабства. Иногда надо потерпеть это состояние, обратиться в церковь, где душа вдохнет благодати, тем самым приобретается настоящий смысл жизни - в жизни с Богом.
Любоначалие - стремление занять не свое место. Первым был дьявол, который захотел стать, как Бог. Но у каждого свое дело, ступень иерархии, свои права и обязанности. Стремление занять место потеплее и посытнее приводит ко греху: приходится идти по головам, предавать, подсиживать, лукавить... В любом деле не выпячиваться, занимать последнее место, и почет придет. Господь дал пример - он умыл ноги ученикам. Унижающий себя возвысится. Кто хочет быть большим, нужно стать всем слугой, хочет первым - стать рабом. Любовь выражается в самоотвержении, отдавая, человек приобретает больше.
Дух празднословия возникает, когда человек говорит много. Словом можно убить, можно спасти. Сила слова велика, также велика и ответственность за него. За каждое слово придется нести ответ перед Богом. Важно понаблюдать за собой и фиксировать, о чем говорим в течение дня, сколько слов сказано со злобой, раздражением, осуждением, сколько сказано слов пустых и праздных. Слова отражают состояние души. Время поста - время воздержания, не говорить лишнего, особенно, если не спрашивают. Больше молчать и молиться.
В молитве Ефрема Сирина есть прошение к Богу: "Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему".
Целомудрие- чистота душевная, мыслей и чувств. Человек должен быть целостным: ум смотрит к Богу, сердце имеет правильное устроение чувств, воля освящена духом Божиим, восстановление целомудрия и исцеление наступают при совмещении этих векторов. Как себя спасти себя в наше время пропаганды греха? Пример Моисея Мурина, разбойника, который изменил свою жизнь и преодолел свою зависимость через смирение.
Спасение в кротости и смирении. Идет крестопоклонная неделя, в храмах выносится Крест как свидетельство любви. В Евангелии есть слова: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной." Важно приобрести навыки жизни ради других, ради ближнего. Крест внутри: научиться терпеть себя, свои страсти, обрести нищету, примириться с неспособностью справиться со страстями. Крест внешний: терпеть с благодарностью обстоятельства жизни, скорби, свой облик.
Любовь - вершина добродетелей, движущая сила, без нее человек не может жить. Что человек любит, то у него лучше всего получается, ибо есть дух, оживотворяющий деятельность. Все нужно делать вовремя, и планирование семьи соотносить с планами Бога. Влюбленность - сбой психофизической деятельности, одержимость страстью. Любви же учатся целенаправленно всю жизнь, вершина любви - готовность жизнь свою отдать за ближнего. Важно постоянно быть с Богом, источником любви, и молиться, чтобы Он даровал дух любви, соблюдать заповеди Божьи, усилием воли отделять от себя грех, просить Божьей благодати.
В молитве Ефрема Сирина есть прошение: "Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков." Во время поста важно научиться фокусироваться на своей душе, а не на внешнем мире, познать свою немощь, увидеть страсти и болезни души, пожелать спасения.
© протоиерей Евгений Попиченко
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев