(иконография, символика, стиль)
Двусторонняя чудотворная икона Божией Матери «Владимирская» (Рис. 1), с Распятием и Престолом на оборотной стороне. Одна из самых известных икон являющая собой пример высокохудожественноговизантийского стиля. Согласно мнению исследователей, предполагается, что икона была создана в городе Константинополе, в первой трети ΧΙΙ века[1]. На Русь она была привезена около 1131-1132 гг. и поставлена в Девичьем монастыре в Вышгороде под Киевом. В 1155 г. по инициативе св. благ кн. Андрея Боголюбского, перевезена во Владимир и помещена воздвигнутым им знаменитом Успенском соборе[2]. Там она пробыла более двухсот лет, благодаря чему за ней укрепилось название «Владимирская». На Руси она стала прославленной святыней, благодаря молитвенному обращению к которой Москва не раз была спасена от нашествия врагов. Со временем в честь «Владимирской» иконы Божией Матери Церковью были установлены дни празднества: 21 мая, 23 июня, 26 августа (по стар. ст.). В настоящее время она хранится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее в специальном киоте-капсуле, который сохраняет ее от внешних вредных воздействий.
Иконография образа Божией Матери «Владимирская» относится к типу Елеус (с греч. ᾿Ελεοῦσα — Милующая, сострадание, милосердие). В Византии этот тип именовали«Гликофилуса» (с греч. Γλυκοφιλοῦσα — Сладкое лобзание). История появления ее первоначального образа, подробно зафиксирована в летописях и сказаниях. Например, согласно сказанию XV века, она была написана Евангелистом Лукой на доске от стола, где принимали трапезу Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Стоит отметить, что образ Божией Матери «Владимирская» возводится к авторству ап. Луки, говоря словами Л. А. Успенского, «в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом (…)». Поэтому здесь следует понимать именно иконографическую основу иконы, которая была заложена в основу последующих списков Божией Матери. На Руси эта иконография приобрела название «Умиление», что отражает суть материнских чувств изображенных на иконе.
В поясном изображении иконы, Богоматерь на правом предплечье держит Младенца Христа, который нежно обнимает Ее шею своими ручками. Ее левая рука в молении поднята к Младенцу и как бы придерживает Его. Младенец одет в длинный до пят охристый хитон, украшенный тонкими многочисленными линями ассиста. Его правая ножка слегка согнута в колене, а левая поджата под правую. Таким образом, они скрещены так, что правая ступня изображается в профиль, а левая демонстрирует подошву ступни. Данная иконографическая особенность отличает икону Богоматери «Владимирская» от Ее остальных икон типа «Умиление»
В связи с утратами и реставрационными работами живопись всей поверхности иконы приобрела многочисленные изменения. Однако лики Богоматери и Младенца достаточно хорошо сохранились, что дает представление о манере их письма и внутреннем содержании образов. Письмо лика Богоматери, выполненное несколькими прозрачными слоями охр разных оттенков плавно переходящих друг в друга и светло-розовой подрумянкой поверх зеленовато-оливкового санкиря, кажется светящимся изнутри. Освященные части лика обозначены тонкими мазками белил, теневая моделировка по контурам обозначена красными и коричневыми описями. Лик Младенца Христа выполнен в той же манере, однако в более свободных мазках охр присутствует обилие белил, санкирь более светлый. Такой тоновый контраст с ликом Богоматери в сочетании с мягкой живописностью ликов делают образ еще более душевным, человечным и одновременно пронизанным тонкой одухотворенностью. Лик Божией Матери, излучает материнскую любовь и нежность,которые выражены в тонких очертаниях Ее лика и плавных тоновых переходах. В продолговатом овале лица и изящной линии носа с небольшой горбинкой передано благородство не земной красоты. В мягких линиях Ее силуэта передано спокойствие и смирение. В выражении Ее взгляда миндалевидных глаз, погруженных в тень от верхних и нижних век отражена глубокая печаль. Линии длинных прямых бровей, приподнятых ближе к переносице,киноварные сомкнутые небольшие уста, также передают скорбные чувства Богоматери. В лике Младенца выражено сострадание к внутренней скорби Своей Матери. Пытаясь Ее утешить, Он прижимается своей маленькой щекой к Ее щеке. Столь лиричный и трогательный образ связан с темой предстоящих страданий Сына, неизбежность которых предчувствует Божия Матерь. «…Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк. 2:35),— говорит праведный Симеон Деве Марии.
Продолжение темы крестных страданий выражено на обороте иконы (Рис. 2), где представлен Престол с орудиями страстей, покрытый красной тканью, с золотым орнаментом, обрамленной синей каймой с золотым ассистом. На Престоле,возложены закрытое в золотом окладе Евангелие с синим обрезом, четыре гвоздя синего цвета и терновый венец охристого цвета. На Евангелии изображен белый голубь с красными лапками и золотым нимбом. В соответствии с текстами Священного писания и комментариями святых Отцов, Престол символизирует Гроб Господень; кроме того изображение Престола может указывать на Воскресение Христа и служить символом Его второго Пришествия. Также изображения Престола, Евангелия орудия страстей и голубь могут символически представлять Троицу. Хотя в композиции нет изображения Чаши, но само присутствие Престола уже говорит нам еще и о Таинстве Евхаристии. Подобное изображение Престола (рисунок, колорит, орнаментация) представлено на иконе «Преподание хлеба» (Рис. 3) из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, гдехарактерным является жест апостола Петра, бережно принимающего святые Дары из десницы Господа.
За Престолом изображен крест, по сторонам от которого, представлены копье с левой стороны и трость с губкой с правой. Это напоминает нам о евангельских событиях описанных св. ев. Иоанном Богословом: «(…) неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа», где воины распяли его» (Ин. 19. 18). После всех мучений, когда Господь взалкал, то воины, «(…) напоив, губку уксусом поднесли ее к Его устам, после чего Он умер, (…) «а один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:28-34).
Таким образом, многозначность символов, заключенных в композиционный строй двухсторонней иконы Богоматери «Владимирская», имеют смысловую связь между собой. По средствам красок в иконе отражены новозаветные события, о которых предрекали еще ветхозаветные праведники: рождение Сына Божия (Ис. 7, 14), Его искупительная жертва (Ис. 53:2-7). Кроме того представленные символами темы:Крестная жертва, смирение, заступничество Богоматери за весь человеческий род, учение о Троице, Таинство Евхаристии, в совокупности объединяются однойобщей темой— высшей совершенной Божественной Любви. О которой, в первом послании к Коринфянам св. па. Павел говорит: «Любовь (…) все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»(Корн. 13:7). Именно эту любовь Божия Матерь вместила в своем образе став тем самым выше не только всякого человека, но и ангелов: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», — читаем мы в хвалебной песни Богородице. Важнейшей целью этой любви является Домостроительство и спасение через Церковь – символом, которой предстает Божия Матерь. «Будем же мы (…) с трепетом поклоняться Нераздельной Троице, воспевая Приснодеву Марию, а в Ней со всей очевидностью Святую Церковь» (свт. Кирилл Александрийский). Символически Крестное знамяна обороте Богородичной иконы «Владимирская» выражает и другие темы из новозаветной истории: «забота Сына о Матери», «усыновления Своего любимого ученика». Явным образом они прослеживается в живописных изображениях на оборотах других Византийских икон Богоматери и Ее Сына. Примером может служить двусторонняя икона «Христос-Душеспаситель» пер. четв. XIV в. (Рис. 4). На оборотной стороне,которой, в композиции Распятия, представлены живописные фигуры в правильных пропорциях, характерных для искусства палеологовского ренессанса: распятый Христос, с лева от Него склонившаяся в скорби Богоматерь, справа любимый ученик Господа ев. Иоанн Богослов. Этот образ напоминает нам о словах Господа Своей Матери и ученику во время своих страданий:« (…)Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой» (от Ин. 19, 26-27). Согласно святоотеческому учению «научая нас тем самым заботиться о наших родителях до последнего издыхания». Свт. Димитрий Ростовский в своих нравоучениях, призывает каждого быть подобному по чистоте и святости Иоанну Богослову – любимому ученику Господа, чтобы быть достойным материнства и предстательства Божией Материи,: «…Запомни, хотящий быть сыном Богородичным, эти три условия: чистота, ученичество и стояние под Крестом. Не может иначе кто достойным наименоваться сыном Ее, если не постарается быть чистым, если не станет учеником Христовым, если не встанет под Крестом. И да будем любимы, хотя и недостойные сыны Матери нашей Премилосердной».
Подводя краткий итог, следует отметить, что икона Божией Матери «Владимирская» пер. трет. XII в. — это одно из лучших творческих выражений плода всей Церкви связанное с Литургией, храмом, таинствами, в византийском искусстве XI-XII вв. О ней написано немало статей и книг известными учеными в области богословия, истории Византии, искусствоведения. Например, Попова О. С., написала об иконе Божией Матери «Владимирская», как о самом известном примере византийского классического искусства, характерными чертами, которого являются постепенное постижение и осознание символики образовв классически уравновешенной, живописной композиции иконы в сочетании с тонкой одухотворенностью,раскрывающая отдельные богословские темы и углубленные литургические смыслы.
Е. В. Кузьмина (магистр теологии)


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1