У Иконы Божией Матери «Всецарица», по благодати Божьей, происходят исцеления онкологических заболеваний, наркомании, СПИДа.
«Путь на голгофу»
Один мудрый человек сказал: «Сегодня у меня много забот, заболею – останется одна». Но самая тяжкая забота, когда настигшая человека болезнь – рак, а тем более в запущенной стадии. После того как врач-онколог объявит этот страшный диагноз, в душе больного и его родных, как правило, проносится изрядная буря чувств и эмоций. Вначале возникает буквально шок, который может сопровождаться чувством страха, беспокойством. Шок быстро сменяется отрицанием болезни, вытеснением и неприятием негативной информации. Затем может начаться поиск виновных. Как правило, виновными оказываются врачи, которые «просмотрели», «проявили халатность», «не настояли на операции» и т.п., или кто-то из близких. Крайне редко больные и их родственники винят в болезни себя, свою беспечность. Когда найден «виновник», на него обычно обрушиваются агрессия, гнев, злоба больного или его родных. Реже агрессия больного бывает направлена на себя. Нередко появляется чувство беспомощности, зависимость от окружающих. Иногда возникают печаль, уныние, депрессия. Спустя некоторое время приходит принятие своей участи, больной вольно или невольно смиряется. Некоторым пациентам удается найти смысл в болезни и страдании, взять ответственность на себя и прожить отведенный Богом отрезок жизни достойно, мужественно, без ропота.
Для того чтобы выразить страдания онкологических больных, особенно в заключительной стадии болезни, трудно найти лучшее сравнение, чем «путь на Голгофу». Конечно, это не тот путь на известную всему миру Голгофу, на которую взошел Господь Иисус Христос – это за пределами нашего понимания. Но для простого смертного человека, каковыми мы все являемся, голгофа онкологической болезни кажется пределом человеческих страданий.
Невзирая на значительные успехи медицины, человек остается смертным. А существование трудноизлечимых и неизлечимых заболеваний, в том числе и онкологических, без преувеличения держит общество в состоянии страха. Никто не может дать гарантии полного излечения онкологического заболевания, и это не единственный психотравмирующий фактор для больного и его близких.
Диагноз «рак» вызывает очень сильный стресс, поскольку является как бы синонимом приговора к смерти без указания срока. Реально такое умозаключение или нет – это другой вопрос. Онкология в ХХI веке действительно добилась немалых успехов и нередко развенчивает широко бытующее мнение о фатальности этого заболевания. Однако в сознании общества и каждого из нас все равно существует несомненная связь двух понятий – «рак» и «смерть».
Положение онкобольного, пожалуй, самое тяжелое и самое незавидное в ряду больных другого профиля. Постоянная угроза рецидива заболевания, появление метастазов, сложные операции, выход на инвалидность, широко распространенное ложное мнение о «заразности рака», приводящее иногда к изоляции или самоизоляции больного, могут вызвать у него запредельные переживания. На этом фоне нередко возникают суицидные мысли, желание «сойти с креста». Воистину терновым венцом онкологической болезни является боль. Нередко больные говорят, что не столько смерть страшна при этой болезни, сколько боль. Сознание человеком своей смертности и ожидание скорой смерти ставят перед ним вопрос о смысле жизни.
Больным раком очень полезно было бы прочесть книгу протоиерея Михаила Овчинникова «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака». М.: Даниловский благовестник, 2009 (ее можно найти и в сети Интернет).
Евангельское отношение к смерти — источник надежды и утешения
Религиозная модель мира была очень органична для России, именуемой некогда Святой Русью. Частью этой Руси была и Белая Русь. В сознании людей существовала идея Бога как высшей справедливости и идея окружающего мира, в который человек приходит трудиться «в поте лица своего», раскрывать данные Богом таланты, стремиться к нравственному совершенству и стяжать на путях спасения царство небесное. Человек сознавал, что смерть — естественное завершение земной жизни, но не конец всего, что жизнь души продолжается и после смерти тела, что душа возвращается к Богу. Церковь доносила до своих верных чад истину о том, что буквально все, что происходит с человеком в его жизни, а тем более смерть, происходит не по воле слепого случая, а по воле Божией. Поэтому противиться воле Божией не только бессмысленно и бесполезно, но и греховно. Умирающий человек, помимо участия медицинских работников и благотворительных организаций, получал реальную духовную помощь Церкви. От неизлечимого больного не скрывалась правда о болезни и ее возможном исходе. В таинствах Церкви умирающий имел возможность приготовиться к смерти, покаяться, причаститься Святых Христовых Тайн. Церковь призывала его примириться с теми, кого обидел, составить завещание, раздать милостыню, т.е. по христиански проститься со всеми, чтобы оставить о себе добрую память. Вековые традиции православной веры и православной культуры, заложенные в молитвах и обрядах, вера в бессмертие души, надежда на всеобщее воскресение мертвых при втором пришествии Христа являлись мощным психотерапевтическим фактором для наших предков. Поэтому и смерть для них не являлась катастрофой, крахом всех надежд.
атеистическое Отношение к смерти — источник страха и отчаяния
После 1917 года нашим народам было навязано иное, атеистическое, мировоззрение, которое безжалостно разрушало «старую» модель мира. Идеи бессмертия души, бытие Бога предавались забвению. Большевики провозгласили новый смысл и новую цель жизни человека — построение рая на земле. Новое поколение призывали разрушить старый мир «до основанья», а затем «мы наш, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем». Согласно толкованию Священного Писания «никем» был дьявол, который именно за то, что хотел стать «всем», т.е. Богом, и был изгнан с небес в преисподнюю.
Подобный заземленный подход к строительству «новой жизни» был ориентирован на тех, кто полезен обществу, кто трудоспособен. Проблемы же стариков и умирающих больных получили также новое, но довольно странное разрешение. Всеобщий оптимизм — «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», выразился в новой морали. Так называемый «советский гуманизм», который признавал только земную жизнь, только жизнь тела, вывел новую формулу лжи: «ложь во спасение».
В чем она заключалась? Медицинским работникам запрещалось говорить правду больному о диагнозе и тем более о прогнозе неизлечимой болезни. Смерть пытались изгнать из общественного сознания как фактор, мешающий «жизнеутверждающему оптимизму». Это привело к тому, что между врачом и больным была сооружена стена недоверия. Стало бытовать мнение, что врачи никогда не говорят правды. Новая установка насаждалась, прежде всего, в онкологических клиниках, где и была, по понятным причинам, принята безоговорочно. Причем медицинские работники, зная о бесполезности борьбы за жизнь больного, тем не менее «боролись» за нее «до последнего вдоха». И это вместо того, чтобы помочь больному психологически принять информацию о смерти и подготовиться к ней. А когда больной все-таки умирал и его страдания заканчивались, начинались страдания его родных, нередко оставшихся без завещания, не имевших возможности не только получить наследство, но и похоронить умершего, хотя на сберкнижке у того лежали порой немалые суммы.
«Memento mori» — «помни о смерти»
Представление о смерти как уничтожении, исчезновении человека «с лица земли» крайне тяжело для него. Безысходность пациента, окруженного ложью не желающих «сдаваться» близких, на фоне его собственного понимания того, что он умирает, невероятно трагична. В противовес этому уход с верой в иную — Вечную жизнь, с надеждой на обретение царства небесного, являют собою смерть умиротворенную, исполненную душевного покоя, красоты и смысла. Еще Ф. М. Достоевский, а позже известный психотерапевт В. Франкл утверждали эту идею осмысленной смерти. Осмысление смерти ведет и к более осмысленному подходу к жизни. Ведь именно смерть, как ничто иное, выявляет ценность жизни. Мудрое правило многих народов, многих поколений — «memento mori» («помни о смерти») — не только культивировало ценность жизни, но и укрепляло моральные устои как отдельных людей, так и древних обществ в целом.
Основные положения изложенного выше анализа причин страха перед смертью у современного постсоветского человека и опасения персонала лечебных учреждений говорить правду онкологическим больным принадлежат врачу-психиатру, доктору медицинских наук, профессору Гнездилову А.В., одному из основателей хосписного движения в России.
В Беларуси в последние годы также открываются хосписы или, как их еще называют, отделения паллиативной медицины. Около четырех лет в Могилеве наряду со стационарным хосписом при онкологическом диспансере работает амбулаторный в составе поликлиники №7. Одной из главных задач персонала учреждения является лечение хронической боли у онкологических больных, находящихся на конечной стадии болезни. И эта задача решается сотрудниками отделения довольно успешно. Духовную помощь пациентам и сотрудникам хосписа по благословению епископа Могилевского и Мстиславского Софрония оказывает иерей Михаил (Жук).
Свидетельства чудесной помощи Божией Матери перед иконой «Всецарица»
История чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица (Пантанасса)», такова. Время ее написания относится к ХVII веку. Первообраз находится в Греции на Святой горе Афон в Ватопедском монастыре. Древнее монастырское предание гласит: однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам в том, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния. Икона Божией Матери «Всецарица» глубоко почитается на Святой горе Афон и далеко за ее пределами.
Ниже приводится несколько свидетельств чудесной помощи иконы Божией Матери «Всецарица» прихожанам храма в Казимировке, обращавшимся к ней с молитвой, записанных Татьяной Адериха.
«Когда храм открылся, — рассказывает Надежда, одна из старейших прихожанок, — я пришла на службу, опираясь на два костыля: перенесла травму позвоночника в двух местах, переломы малоберцовой кости, колена и левой лодыжки. Усердно молилась «Всецарице», регулярно ходила в храм, исповедовалась, причащалась. Сейчас не только в костылях не нуждаюсь, но и без палочки хожу. Слава Богу, что у нас есть Заступница, Ходатаица за нас перед Богом».
Другая прихожанка, Наталья, пенсионерка, ездит к каждой службе из деревни Присно. В этом храме она тоже со дня его открытия. Наталья вспоминает: «Когда я заболела герпесом и лежала в больнице, наш приход сразу заказал молебен о моем здравии. В воскресенье, как обычно, перед Божественной литургией служили акафист Всецарице, молились и за меня. Благодарю Матерь Божию, что послала мне хороших врачей. После выписки ко мне приезжал сам батюшка (настоятель храма — протоиерей Георгий Пинчук), служил водосвятный молебен. Пришла в храм сама, без посторонней помощи».
Свидетельствует Агриппина: «Два года назад у мужа случился инсульт. Сразу заказали молебен «Всецарице» о здравии. Муж пробыл в больнице не более 10 дней, быстро пошел на поправку. У дочери неприятности были: сократили на работе. В слезах она обратилась к Пресвятой Богородице, молилась на литургии, потом заказала молебен «Всецарице». Вскоре ей позвонила знакомая, сообщила, что есть вакансия. Место оказалось по душе, лучшее и в материальном отношении… Пришли всей семьей к «Всецарице» и заказали благодарственный молебен».
«Всецарица» избавила одного из прихожан храма, Владимира, от опасности, сохранила ему жизнь и здоровье (от сообщения подробностей ситуации Владимир воздержался).
Рассказывает могилевчанка Татьяна: «В нашу семью образ «Всецарицы» попал в виде подарка от друзей, которые привезли его со Св. горы Афон. Принимая подаренную икону, не думала, что вскоре буду молиться именно перед этим образом. Тогда мы еще не знали, что моей маме было суждено перенести три онкологических операции. После третьей операции я спросила у лечащего врача, как долго еще мама может прожить. Врач ответил, что месяца три-четыре. Когда через год мы приехали показаться к нему, он удивленно спросил: «Чем вы ее лечите?». Я ответила: «Постом и причастием». Нужно сказать, что мама привыкла соблюдать посты, говорила, что в ее возрасте (тогда ей было 75 лет) много есть вредно. Причащалась она всегда с радостью и благоговением. Вместо положенных 4-х месяцев мама прожила еще 4 года. Встретила свою последнюю Пасху в возрасте 79 лет. На Светлой седмице еще пришла в церковь, обошла храм Крестным ходом. Вскоре слегла, но лежала всего 3 дня. Причастившись Святых Тайн, тихо покинула этот мир».
«В последние времена из-за этой болезни наполнится рай!»
Общеизвестно, что лекарство против рака медициной до сих пор не открыто. А это лекарство существует, и людям Божиим оно известно. Вот что сказал, например, Старец Порфирий со Святой горы Афон в беседе с монахами: «Лекарство, которым побеждается рак, — очень лёгкое, и врачи с ним «общаются» ежедневно, и оно перед их глазами: как — по благодати Божией — и я его знаю. Бог, однако, не открывает его, потому что в последние времена из-за этой болезни наполнится рай!». Это большое утешение для страдающих раком больных. Бог, желающий всем спастись, по своему милосердию засчитывает страдания больных раком во искупление их многочисленных грехов и даже определяет некоторых из них в рай как мучеников. Надо полагать, что в рай попадут не все онкобольные, а те из них, кто в болезни не роптал и хоть перед кончиной покаялся. О том, как готовиться к смерти при неизлечимой болезни, доступно изложил иерей Даниил Сысоев (принявший мученическую кончину несколько лет назад) в своей брошюре «Инструкция для бессмертных, или Что делать, если Вы всё-таки умерли…» — ее также можно найти в сети Интернет.
Причины рака, как и большинства заболеваний человека, современной медицине неизвестны. Она скромно предпочитает говорить лишь о факторах риска болезней. А глубинные духовные причины рака и других болезней медицина, к большому сожалению, не изучает. Медицина, стоящая на материалистических, т.е. атеистических позициях, находится «по ту сторону добра и зла». Наглядной иллюстрацией того, что причиной рака может быть грех, является документальный фильм «Надежда», демонстрировавшийся по ТВ и который можно посмотреть в сети Интернет. У героини фильма — Надежды — развилась саркома лица после того, как она, будучи в круизе по Карибскому морю, в шутку сфотографировалась в обнимку со статуей дьявола. Духовной причиной рака могут быть и упорное отрицание Бога, кощунство, богохульство и прочие смертные грехи. Из-за тяжких нераскаянных грехов родителей могут возникнуть онкологические заболевания у детей.
Бог не открывает врачам лекарство, которым побеждается рак, надо полагать, еще и потому, что многие больные, исцелившиеся от рака, не меняют свой образ жизни, не стремятся стать верными Богу и продолжают грешить. Тогда через несколько лет или возникает рецидив опухоли, или она поражает другой орган, или возникает другая неизлечимая болезнь.
Надо ли нам, христианам, испытывать долготерпение и милосердие Божие, надо ли быть иждивенцами Его благодати? Надо ли ждать, пока «грянет гром», чтобы начать креститься и каяться? Будем готовиться к смерти еще при жизни, будем спешить на покаяние, будем спешить делать добро, будем стремиться быть верными Богу. И тогда, если заболеем, будем иметь некоторое право просить Господа и Матерь Божию перед ее иконой «Всецарица» о чуде исцеления.
Николай ЛАЙША,
врач-психотерапевт.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19