Продолжаем делиться с вами советами по подготовке к ЕГЭ и сегодня на очереди последняя часть: «Говорение». За успешное прохождение которой ученики могут получить драгоценные 20 баллов.
В части «Говорение» 4 задания и общее время ответов, включая подготовку – 15 минут, все ответы записываются компьютером.
Задание 1: Чтение вслух
Задание 2: Условный диалог-расспрос
Задание 3: Тематическое монологическое высказывание (описание выбранной фотографии)
Задание 4 Тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения (сравнение двух фотографий)
Создать карусель
Задание 1 рассчитано на базовый уровень и предполагает чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста и оценивается по одному критерию – фонетическая сторона речи. Максимальный балл – 1 балл.
Рекомендации:
Научиться выделять ключевые слова и фразы в тексте
Повторить правила чтения
Поработать над артикуляцией наиболее сложных звуков
Повторить, как интонационно оформляются утверждения и разные типы вопросов
Научиться интонационно размечать тексты письменно, а затем читать их вслух без разметки
Делать аудиозапись своей речи, прослушивать ее и анализировать
Стратегия выполнения задания 1:
Внимательно прочитать текст задания про себя
Выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова
Разметить интонацию различных типов коммуникативных предложений
Прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи
При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно:
Владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации;
Дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные
[iː] – [ɪ] ( peak – pick) ; [ɔː] – [ɒ] (short – shot); [ɑː] – [ʌ] ( heart – hut); [ u:] - [ u ] (pool – pull)
Дифференцировать и правильно произносить межзубные [ ð ]/ [ θ ] и фрикативные согласные [z]/[s], без замещения их межзубными фрикативными (think – sink)
Дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные
Дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (как, например, в словах walk – work, form – firm)
Владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is…, there are … )
Правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов
При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведет к снижению оценки):
Расстановка пауз – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения)
Расстановка фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи)
Владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы
Владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления
Правильное интонационное оформление разных коммуникативных типов высказывания
Желательно также, чтобы экзаменуемый продемонстрировал:
Владение основным мелодическим контуром – нисходящей шкалой
Владение логическим ударением (нисходящим тоном с целью эмфазы)
Владение ритмом, характеризующимся появлением ударных слогов через равные промежутки времени
Частые ошибки
Неправильное произношение слов или звуков, которое меняют смысл слов, например: mind-mine, through-though, heat-hid, food-foot
Нарушение ударения в словах
Неумение делить простые и сложные предложения на смысловые группы
Несоблюдение интонации в разных коммуникативных типах предложений
Задание 2. Условный диалог-расспрос. Максимальный балл – 5 баллов. Если вопрос задан, возможные погрешности не затрудняют восприятия, коммуникация состоялась, то выставляется 1 балл. Если вопрос не задан или задан с ошибками, искажающими его содержание, произошёл сбой коммуникации, то выставляется 0 баллов.
Рекомендации
От экзаменуемого требуется ТОЛЬКО задать 5 вопросов по указанным содержательным аспектам. Вопросы должны быть грамматически верными. Избегайте необоснованных пауз в речи, верно расставляйте ударения, правильно используйте интонацию, не нарушайте нормы произношения слов.
При подготовке к заданию 2 необходимо:
Объяснить необходимость задавать прямые, а не косвенные вопросы
Повторить, как строятся разные типы вопросов, и обратить внимание на их интонационное оформление
Объяснить, в каких случаях нужно поставить общий вопрос, в каких–специальные либо другие типы вопросов
Объяснить разницу между вопросом и просьбой
Обратить внимание на необходимость следить за временем
Стратегия
Внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на условия предлагаемой ситуации общения и ограничители (пункты плана) и объем диалога (время)
Задавать требуемые по содержанию вопросы, т.е. опираться на ключевые слова, данные в задании
Задавать прямые вопросы, как требуется в задании
Использовать лексику и грамматику, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания
Использовать интонацию, соответствующую выбранному типу вопроса
Частые ошибки
Коммуникативное задание не понято
Описание картинки или составление монолога вместо уточняющих вопросов
Запрашивание не той информации, которая требуется
Вопросы «Как насчет…» либо утвердительные предложения «Расскажите о…», хотя в инструкции к заданию указано, что надо задать пять прямых вопросов
Интонация не соответствует выбранному типу вопроса
Комментарии 2