Давайте рассмотрим другие версии строительства собора:
1). По одной из них, возникшей в 1950-е годы, архитектором храма был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. Однако эта информация в нескольких источниках ставится под сомнение.
2). Согласно второй, широко известной, версии, Барма и Постник - 2 разных архитектора, участвовавших в строительстве. Их имена стали известны только в 1895 году, когда в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что «Бог даровал» Ивану Грозному «двух мастеров русских по реклу (т.е.по-прозвищу) Постник и Барма». В другом сборнике кратко сообщается, что «мастер (собора) был Барма со товарищи». Летописец поясняет, что мастера эти «быша премудрии и удобны таковому чюдному делу». Этой версии придерживается заведующая филиалом Исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева, однако ряд историков считает, что эта версия устарела.
3). По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения.
4). Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии — неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Впервые легенду об ослеплении архитектора приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий), он же называет собор «иерусалимским». Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля. По другой легенде, архитектор видел, как во время взятия Казани разрушили известную восьмиглавую мечеть Кул-Шариф. Вернувшись в Москву, он воссоздал её образ в Покровском соборе, что также говорит о том, что архитектор не был ослеплён. Постник как бы дал понять татарам, что отныне они, крестившись, найдут что-то родное и в православии. Эта версия возникла в начале XX века у западных искусствоведов, считающих, что на Постника повлияла восточная архитектура.
5). Существует также легенда, что царь повелел посадить архитектора собора в тюрьму после того, как он «употчеванный вином» похвастался, что может построить церковь лучше.
6). Другая легенда гласит, что деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный: он приносил монеты на Красную площадь и бросал через правое плечо, никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Считалось, что Василий умер в 1552-м, тогда как храм стали строить на 3 года позже. В настоящее время датой смерти святого Василия считают 1557 год. Царь Фёдор Иванович, убедившись в святости жития Василия Блаженного, повелел предать его мощи земле у Покровского собора. Согласно Соловецкому летописцу, 2 августа 1588 (7096) года от мощей святого совершилось несколько исцелений. В Новом летописце указывалось, что в этот день царь Фёдор Иванович установил празднество Василию Блаженному, и в 1588 году от гроба Василия совершилось множество чудес, так что Фёдор Иванович повелел устроить над его гробницей позолоченную серебряную раку, украшенную камнями и жемчугом, а также построить над его гробом каменный храм. Так в 1588 году над мощами Василия Блаженного, находившимися под спудом под сводами паперти между приделами Святой Троицы и Трёх Патриархов, к Покровскому храму была пристроена десятая церковь, получившая его имя. Для её устройства в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. Во времена Смуты поляки украли украшения с раки святого Василия, а в нижних церквях собора ставили лошадей.
7). По предположению некоторых историков, изначально собор задумывался как подобие семибашенного Влахернского монастыря с церковью Богородицы, в которой некогда произошло чудо Покрова. Своим наличием и местоположением он должен был утверждать новую государственную идеологию: «Москва — третий Рим». Что же касается восьмого придела, то учёные соглашаются с общепринятым мнением, основанным на летописном сообщении, что мастера построили храм «не якоже повелено было (царём), но яко по бозе разум даровался им в размерении основания».
8). По другим данным, сама идея многопридельного собора принадлежала митрополиту Макарию, задумавшему воссоздать в центре Москвы образ святого города Иерусалима — города в городе, что также отвечало концепции Третьего Рима. Покровский собор символизирует собой Небесный Иерусалим: архитекторы поставили несколько храмов на одном фундаменте, поскольку именно так они представляли себе «град обетованный».
9). Значение цветовой раскраски куполов по сей день остаётся неразгаданным. Ещё в XIX веке писатель Николай Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты»
Комментарии 13
Борис Кустодиев - Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве, 1917 год: