Немало сведений у нас отнесено к охраняемой законом тайне — однако для правоохранительных органов всегда делается исключение. И с началом осени 2025 года таких исключений стало еще больше.
Особо хотелось бы выделить онлайн-покупки. Согласно новому закону (от 1 апреля 2025 г. N 41-ФЗ), который вступил в силу с сентября, все маркетплейсы обязаны по запросу органов МВД и ФСБ России предоставлять сведения о своем клиенте.
Обратите внимание на перечень таких сведений (он впечатляет). Это не только стандартные Ф.И.О., номер телефона, e-mail, паспортные данные и адрес регистрации по месту жительства (указанные пользователем при регистрации в сервисе), но и:
- все изменения номера телефона пользователя, с которого он авторизовывался в приложении или на сайте маркетплейса,
- вся информация о совершенных им покупках (в т.ч. их стоимость, комментарии к заказу, указанный адрес для доставки),
- сведения о транспортных билетах, приобретенных через агрегатор (в т.ч. маршрут, даты поездки, Ф.И.О. и паспортные данные граждан, на которых оформлялись билеты),
- данные о способах оплаты заказанных на маркетплейсе товарах и услугах (включая номера банковских счетов и электронных кошельков и идентификаторы платежа).
Для чего правоохранители хотят настолько тщательно отслеживать наши онлайн-покупки? По официальной версии — для усиления борьбы с киберпреступностью. Информация будет отслеживаться не массово, а по конкретным людям, попавшим «в разработку» оперативникам.
Но, согласитесь, что информация о расходах является, прежде всего, путем к выявлению уровня доходов отдельно взятого человека. А это уже совершенно иное направление для деятельности правоохранителей: от уклонения от уплаты налогов до коррупционных схем.
Ну и фактическое место жительства человека легко отследить по тому, куда он заказывает себе доставку из магазинов. Так что в арсенале инструментариев у правоохранителей теперь существенное прибавление.
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем
телеграм-канале «Юридические Тонкости». Буду рада видеть вас среди его подписчиков!
Комментарии 3