В.1916 год. САМОЗАЩИТА И БОРЬБА. Лебедев И.В., Ощепков В.С.
Самым любимым и самым популярным видом борьбы в России в начале 20-го века была французская. Потом, в СССР, ее переименовали в классическую, а ныне переименовали в греко-римскую. В начале же века профессиональные борцы с цирками-шапито разъезжали по всей стране. Это были универсалы. Они гнули пятаки, рвали цепи, ломали подковы и боролись. Часто вызывали на арену померяться силой всех желающих. Победить их удавалось очень не многим. А тот кто побеждал – сам становился профессиональным борцом. На всю Россию гремели имена Дяди Вани, Железного Самсона, Ивана Поддубного…
Однако некоторые навыки борьбы без оружия были нужны не только профессиональным борцам но и полиции, и гражданам, дабы защититься в сложной ситуации. Французская борьба расценивалась не только как спорт, но, в определенной степени, и как способ самозащиты.
И это было вполне справедливо, так как ряд бросков («тур-де-анш», «тур-де-бра» и др.), а также разрешенные тогда захваты с воздействием на шею («колье-де-форс», «крават», «двойной нельсон») вполне могли иметь действенный эффект и в реальной схватке.
В полиции же и жандармерии долгое время существовали чисто практические навыки использования ряда приемов – таких, как загиб руки за спину, обезоруживание.Первые сведения о такого рода обучении относятся к 1898 году.
В 1916 году,в Петрограде по распоряжению Петроградского градоначальника генерал-майора князя А.Н. Оболенского для полицейских чинов,вышел уникальный учебник по самозащите: 'Самооборона и арест' Автором книги является 'Профессор атлетики' ,один из основоположников борьбы САМБО-Иван Владимирович Лебедев, знаменитый 'дядя Ваня' – организатор множества 'чемпионатов французской борьбы'. Он же лично, одетый в форму городового, демонстрирует приёмы на фотографиях в книге. Некоторые приёмы вполне убедительны и совершенно не выглядят анахронизмом.
Лебедев первым из наших специалистов осмелился переступить границы заколдованного японского круга и попытался создать систему, в которую, наряду с приемами джиу-джитсу, входили бы и отсутствующие в «японских» пособиях необходимые и эффективные приемы из иных источников. Тем самым был сделан несомненный шаг вперед. Пусть очень маленький и далеко не во всем удачный, но именно в том направлении, по которому, в конечном счете, пошло развитие искусства рукопашного боя во всем мире: объединение лучших приемов различного происхождения в единую новую «синтетическую» систему.
То, что при выборе автора полицейского руководства остановились именно на Иване Владимировиче Лебедеве, было, конечно, неслучайным. Он являлся не только вообще знатоком спорта, но и наиболее популярным и опытным преподавателем французской борьбы.
В противовес обычным утверждениям джиуджитсеров тех лет, что якобы при знании приемов физическая сила практически не имеет значения, старый тренер специально подчеркнул большую роль физической подготовки с широким использованием различных видов спорта: «Попутно с изучением указанных приемов необходимо развивать силу, ловкость и выдержку - атлетикой, борьбой, бегом, гимнастикой, прыжками. Иначе, если слабосильному полицейскому придется иметь столкновение с преступником, обладающим гораздо большею силою, нежели он, многие приемы могут не удаться. Между тем, если полицейский развил себе путем упражнений ловкость, выдержку (то есть выносливость .) и хотя бы среднюю силу, то, как бы не был крепок преступник, удастся, наверное, каждый прием, потому что против силы природной будут противопоставлены сила тренированная и знание приемов».
Всего Лебедевым описано около полусотни приемов: три десятка из джиу-джитсу и полтора из французской борьбы. При этом заимствование не всегда имело механический характер: в исполнение иных приемов внесены некоторые своеобразные детали.
Бросается в глаза, что Лебедев полностью отказался от использования ударов английского бокса. Скорее всего, это объяснялось тем, что при полицейском задержании на улице, на виду у публики, избиение арестуемого производило крайне нежелательное впечатление на окружающих. Городовые и без того слишком часто пускали в ход кулаки и умели это делать не только благодаря своему полицейскому опыту, но и крестьянским навыкам былых «стеношных» боев. Недаром полицейский «мордобой» был дежурной темой у либеральных журналистов.
От большинства приемов, рекомендованных Лебедевым, точно так же, как и от большей части техники джиу-джитсу того времени, впоследствии отказались. Одни из приемов были вообще отброшены, другие - кардинально усовершенствованы. Из того, что когда-то было отобрано Лебедевым, пройдя беспощадную проверку временем, до наших дней сохранились только удары ребром ладони и ногой, дожим кисти, рычаг локтя вверх с захватом руки противника под плечо, называемый у нас «милицейским», и «двойной нельсон» в положении лежа, который можно встретить и в наших, и в американских руководствах, как воинских, так и полицейских («полицейский реслинг»).
Грянувшие великие революционные потрясения смели царскую полицию и погребли в полной безвестности скромные, но полезные начинания «профессора атлетики». И уже при советской власти В.А. Спиридонову придется заново и значительно более результативно пройти по тому же самому пути, который пытался проторить его предшественник. Весьма возможно, что работа Ивана Владимировича Лебедева и не создала непосредственной преемственности среди последующих специалистов, однако, в любом случае, его имя по праву остается на страницах истории в числе первопроходцев, начинавших работу по созданию отечественных систем рукопашного боя.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев