Оглядываясь назад, можно сказать, что "Зеленый бунт" дополнил, завершил "Черный мятеж," помог сделать Америку намного более "терпимой." Он, если можно так выразиться, "одухотворил" гедонизм и нравственный релятивизм, создав пространство для движения New Age ("Новый Век"), девиз которого: "Делай свое собственное дело." По сути это призыв к новой, не осуждающей порок, анти интеллектуальной духовности:
"ЕСЛИ ЧТО БЫ ТО НИ БЫЛО ДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ УДОВОЛЬСТВИЕ - ДЕЛАЙ ЭТО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС"
"Зеленый бунт" фактически уничтожил в общественном сознании Соединенных Штатов нравственные ограничения традиционной религии. "Черный мятеж" с помощью "Зеленого" повысил терпимость ко всему нетрадиционному, как бы смягчая коллективное чувство вины Америки за долгую историю расовой, этнической и религиозной нетерпимости. Все эти мятежи обозначили начало смены религиозных устоев США. Если прежде Америка была страной, в которой преобладали христианство и иудаизм, то теперь это преобладание резко ослабилось, она сделалась страной религиозно полиморфной; в обществе центральную позицию заняла ориентация на блага исключительно материального, сиюминутного характера.
Постепенно в США образовался своего рода религиозный "рынок" - о его возникновении в свое время заговорили сами американцы - на котором опытные предприниматели от религии обеспечивают потребителям широкий выбор своего "товара," превращают религии в своеобразный "продукт," отвечающий вкусам и предпочтениям искателей новой веры. И рост числа неокультовых групп - естественное следствие возникновения этого свободного рынка вероисповеданий. Тем более, что по существу возник даже не рынок, а какой-то дикий базар, на котором искренние и ответственные религиозные деятели, скорее всего, играют вторую скрипку по отношению к прекрасно ориентирующимся на нем и неразборчивым в средствах мошенникам, шарлатанам и самозваным "пророкам," процветание которых напрямую связано с облегчением кошельков людей, принявших их "проповедь." Для таких манипуляторов, многие из которых заняты деятельностью, носящей ярко выраженный криминальный характер, религия становится наиболее предпочтительной сферой реализации их коммерческих интересов. Почему? Необходимо назвать две причины.
Во-первых, глава религиозного объединения определенной направленности получает в свое полное распоряжение целую армию последователей. Более того, ему гарантирована возможность осуществлять неограниченный контроль за деятельностью адептов движения и направлять их поведение в нужное русло, изменяя их фундаментальные религиозные верования (опыт показывает, что подобная практика воздействия на человеческое сознание оказывается гораздо эффективнее и действеннее, нежели фронтальная атака на индивидуальные ценности, установки и поведенческие склонности). Таким образом лидер культа, имеющий в подчинении значительное число абсолютно управляемых и предсказуемых приверженцев, приобретает исключительно благоприятные возможности для реализации личных задач - идет ли речь о простом наращивании капитала, борьбе за сферы влияния или борьбе за власть.
Кроме того, в Соединенных Штатах религия защищена Первой поправкой к Конституции, религиозные организации освобождены от уплаты налогов, и это сулит ловкому и беспринципному дельцу, основателю секты, такие выгоды, каких не могли бы обеспечить ему даже самая дорогая общественная информация и юридические эксперты. В условиях запутанного и необузданного религиозного рынка культовые лидеры и деятели, претендующие на то, чтобы стать ими, легко маскируются, скрывая от возможных последователей свое истинное лицо и истинные, вполне меркантильные цели.
Во-вторых, в духовной сфере назрел кризис: люди не видят, чтобы институты общества, в котором они живут, сохраняли и поддерживали верования, еще недавно являвшиеся основополагающими. Религия как фундамент человеческой психики и общества утрачивает свое традиционное значение. Вместе с тем потребность в религии остается. Человеческая душа, как правило, ищет религиозное исповедание, которое могло бы удовлетворить ее запросы. И найдя, отдает себя в его власть. Можно сказать так: потенциально религия (любая!) обладает властью над человеческими душами. И здесь - одна из наиболее очевидных причин успеха руководителей новых культов: они расчетливо и умело реализуют этот властный потенциал. Хорошо зная и трезво оценивая сложившуюся в обществе ситуацию, учитывая все особенности психологии современного человека, характер и совокупность его запросов, они легко находят пути завоевания и полного подчинения человеческих душ.
Нет комментариев