В воскресенье 2 ноября 1796 Императрица Екатерина совершила свой последний публичный выход в Зимнем дворце.
Придворные собирались в ожидании выхода императрицы в дежурном зале, а обычные дворяне и различные просители, которые имели в этот день какое нибудь дело во дворце, ожидали в так называемом кавалегардском зале.
Обычно Екатерина II никогда не проходила через кавалергардский зал c простыми просителями, но сразу же выходила в дежурный зал к придворным. Однако, в этот последний выход, императрица неожиданно медленно прошла через кавалергардский зал, где милостиво кланялась всем присутствующим.
Находившиеся в этом зале посетители были поражены данным обстоятельством, а также внешним видом Екатерины, поскольку на императрице было надето черное траурное платье (15 октября скончался король Сардинии Виктор Амадей III, Екатерина получила это известие с задержкой в 2 недели и решила почтить его память).
После смерти императрицы, многие из тех, кто видел ее в этот последний публичный выход при дворе, говорили, что осознали, что в этот день Екатерина II прощалась с ними.
Далее состоялась торжественная церковная служба, после чего Екатерине II представили только что законченный большой портрет "Великой княгини Елизаветы Алексеевны (супруги любимого внука Александра), который Императрица очень долго рассматривала и обсуждала с придворными.
Э.Виже-Лебрен. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795. Последняя картина которой любовалась Екатерина II
Затем состоялся традиционный для воскресенья большой придворный обед, на который были приглашены внуки Екатерины II великие князья Александр и Константин с супругами. Это был последний раз, когда они видели Императрицу живой, поскольку последующие два дня Екатерина II на публике не появлялась.
В личных покоях, 4 и 5 ноября Екатерина II продолжала работать с бумагами и корреспонденцией, а по вечерам у нее собирались самые близкие люди. Граф Ф. Ростопчин оставил свидетельство о последнем вечере Екатерины II: "(...)Накануне удара, те с 4-го числа на 5-е, она, по обыкновению принимала свое общество в спальной комнате, разговаривала очень много о кончине сардинского короля и стращала смертью Льва Александровича Нарышкина(...)".
И.О. Миодушевский. «Вручение письма Екатерине II» 1861
На следующее утро, 6 ноября 1796 года Камер-юнгфера и близкая подруга Екатерины II Марья Саввишна Перекусихина разбудила императрицу как обычно около 7 утра, дальнейшее известно со слов того же графа Ростопчина: "(...)спросила, каково она почивала, и получила в ответ, что давно такой приятной ночи не проводила, и за сим государыня, встав с постели, оделась, пила кофе(...)".
Выпив чашку кофе Екатерина II прошла в личный кабинет, где пробыла несколько минут, после чего закрылась в уборной (которую граф Ростопчин тактично назвал гардеробом), примерно через полчаса отсутствия императрицы камердинер Тюльпин заподозрил неладное.
Открыв дверь в уборную, камердинер обнаружил (со слов Растопчина): "(....)Императрицу лежащую на полу (...)Приподняв ей голову он нашел ее глаза закрытыми(...)".
Императрица была еще жива, но больше так и не пришла в сознание, Екатерина II скончалась спустя примерно еще сутки - 6 ноября 1796 года, она прожила 67 лет. источник
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4