Операцию по устранению Лумумбы возглавил тогдашний шеф ЦРУ Аллен Даллес. В страну был послан «мокрушник», которого снабдили ядом для отравления премьера. Но как выманить арестанта из резиденции?
Расправиться с ним помог случай. 20 ноября умерла маленькая дочь Лумумбы, и тот обратился к ООН с просьбой отпустить его на похороны. Последовал отказ: смещенного премьера могли схватить и убить в любой момент. Но лидер радикалов уже принял решение: он не мог сидеть в ооновской мышеловке, ожидая, пока его противники приберут всю страну к рукам. В ночь с 27 на 28 ноября разразилась гроза, одни охранники попрятались от непогоды, другие самовольно покинули посты, чтобы повеселиться на большом приеме, устроенном в президентском дворце. У соратников Лумумбы все было готово для бегства. С территории резиденции выкатила легковушка с затемненными стеклами. На ее полу спрятался премьер-министр.
Побег был вскоре обнаружен, по всей стране началась облава на беглеца. Командование сил ООН, раздраженное инцидентом, объявило, что отныне Лумумба не может рассчитывать на защиту «голубых касок». Он сам нарушил достигнутое соглашение.
Охота окончилась поимкой главы кабинета. После личных переговоров президента Конго Касавубы и Чомбе его отправили самолетом на расправу в Катангу. 18 января 1961 года Лумумбу и его арестованных спутников застрелили в окрестностях столицы Катанги, города Элизабетвиля, а члены сепаратистского правительства
не могли отказать себе в удовольствии лично потыкать штыками в тела поверженных политических противников.
(Сравните, как через много лет ,тыкали палками Каддафи)
Официальное коммюнике утверждало, что бывший премьер бежал из-под ареста, но жители одной из деревень его поймали и расправились с ним.
А спустя мног лет стало известно, что на казне присутствовали агенты ЦРУ и британцы из МИ-6. Тела казненных бросили в безымянную могилу, но из-за опасений огласки выкопали и перевезли на границу с Северной Родезией. А для дальнейшего сокрытия убийства Джон Стоквелл, офицер ЦРУ в Конго, а затем начальник резидентуры ЦРУ, писал в 1978 году, что агент ЦРУ держал тело Лумумбы в багажнике своей машины, чтобы помочь избавиться от него.
При этом ЦРУ опасалось, что новоизбранный президент Джон Кеннеди освободит Лумумбу — потому африканский политик был убит за три дня до инаугурации Кеннеди . Тело его выкопали трупы, расчленили и растворили их в серной кислоте.
Официально о его смерти было объявлено по радио 13 февраля: утверждалось, что Лумумбу убили разъяренные жители деревни через три дня после побега из тюрьмы.
Тогда всю страну охватило насилие. На этом фоне генеральный секретарь Даг Хаммаршельд распорядился сформировать миротворческий контингент для отправки в страну и прекращения войны.
Хаммаршельд был вторым в истории главой ООН. Именно на его период выпало сложнейшее время в истории организации — пик холодной войны и деколонизация Африки, где каждый мелкий конфликт моментально разрастался до мировых масштабов и грозил перерасти в атомную войну между СССР и США.
Хаммаршельд был инициатором создания миротворческих сил ООН, без которых трудно представить современный мир. В период его руководства ООН имела, вероятно, самый высокий авторитет и вес в мире, а сам он и по сей день считается величайшим генсеком в истории организации.
Но в тот период Хаммаршельд угодил меж двух огней. С одной стороны, его беспощадно критиковал СССР, с другой — наседали США. Все хотели использовать вновь созданные миротворческие силы в своих интересах, в то время как генсек подчёркнуто придерживался нейтралитета.
Была учтена им просьба Президента и Премьер-министра Конго о введении миротворцев для обеспечения разведения враждующих сторон
Загадочная гибель
12 сентября 1961 года генсек ООН прибыл в Конго в связи с очередным обострением ситуации. Целью визита были переговоры с лидером сепаратистов Чомбе для предотвращения эскалации конфликта. Несколько дней он провёл в расположении миротворцев, а 17 сентября вылетел на встречу с Чомбе, которая должна была состояться на следующий день на нейтральной территории.
Ночью 18 сентября 1961 г. самолёт должен был приземлиться в аэропорту Ндолы. В последний раз сеанс связи с бортом состоялся примерно за три минуты до приземления. Пилот сообщил, что он видит аэропорт и начинает посадку. Однако встречавшие так и не дождались самолёта. Вечером следующего дня в 15 километрах от аэропорта были обнаружены его обломки. Из 16 пассажиров и членов экипажа выжил только один. Он дал весьма противоречивые показания, но через несколько дней умер, так и не успев рассказать всё.
Следствие рассматривало множество версий аварии — от ошибки экипажа и технической неисправности до теракта и атаки военного истребителя. Приходилось соблюдать крайнюю осторожность: Хаммаршельд был влиятельной политической фигурой, и любые неосторожные намёки и толкования могли повлечь за собой непредсказуемые последствия для всего мира. Особенно после того, как СССР и США начали обвинять друг друга в том, что их спецслужбы подстроили гибель генсека в своих интересах.
Расследование открыло немало странностей и нестыковок в этом деле. Однако прямых улик для того, чтобы публично объявить о том, что гибель генсека была подстроена, не нашлось. В итоге комиссия остановилась на максимально компромиссной точке зрения, объяснив аварию ошибкой пилота. Согласно этой версии, при заходе на посадку самолёт зацепил крылом высокое дерево, после чего пилот потерял управление. С тех пор было организовано ещё несколько официальных и десяток неофициальных расследований. После каждого из них вопросов становилось только больше.
Странности
В материалах дела Хаммаршельда действительно немало странностей. У генсека был свой личный пилот — граф фон Розен. Однако под предлогом плохого самочувствия он был заменён на другого пилота. И если факт замены пилота перед полётом ещё можно объяснить, то другие моменты вызывают куда больше вопросов.
Согласно официальным данным, обломки самолёта были обнаружены вечером следующего дня, примерно через 16 часов после аварии. Однако сохранились свидетельства нескольких местных жителей, которые утверждали, что район падения самолёта был оцеплен вооружёнными военными уже ночью. При этом во время аварии выжило по меньшей мере два человека — сотрудник миссии ООН Джулиен и сам Хаммаршельд. Тело генсека было обнаружено в нескольких десятках метров от обломков, а на его руках были следы травы, что говорит в пользу того, что он самостоятельно мог отползти от места аварии. Нельзя исключить того, что своевременная помощь, оказанная выжившим, могла бы спасти жизнь если и не Хаммаршельду, то Джулиану, который умер в больнице через несколько дней.
Что касается Джулиана, то уже в больнице он дал весьма необычные показания. По его словам, падению самолёта предшествовала серия взрывов, которые он слышал своими ушами. Однако более подробно расспросить его не удалось из-за тяжёлого состояния, а вскоре он скончался. Показания выжившего в конце концов решили не принимать к сведению, сославшись на то, что он находился в тяжёлом состоянии и мог быть не совсем адекватен. Тем более что на обломках самолёта не нашли следов применения взрывчатых веществ.
Существует вероятность, что некоторые улики по делу могли быть сфальсифицированы. Несколько лет назад генерал норвежской армии Бьорн Эгге заявил, что некоторые материалы дела не совпадают с тем, что он видел сам. Норвежец, в то время служивший в миссии ООН, одним из первых побывал на месте аварии. По его словам, он лично видел на лбу покойного генсека отверстие. Не будучи экспертом, он не мог с ходу установить, был это след от огнестрельного оружия или от сильного удара при падении. Однако на всех посмертных снимках Хаммаршельда, сделанных на месте трагедии, этот след отсутствовал.
И поговаривают, что на груди генсека была игральная карта, чёрная метка Аллена Даллеса. Всё что нужно знать об американцах.
С огнестрельными ранениями связан и самый спорный момент расследования. Судмедэксперты обнаружили на телах нескольких пассажиров самолёта следы пулевых ранений. Пули прошли по касательной и не причинили серьёзного ущерба. Однако сам факт наличия подобных ранений вызвал большие вопросы. Появилась версия, что пассажиры самолёта были расстреляны уже на земле. Но в официальных материалах расследования было указано, что огнестрельные ранения на телах нескольких пассажиров были вызваны возгоранием боеприпасов после аварии. Сопровождавшие генсека охранники из ООН везли с собой патроны, именно они и воспламенились. Впрочем, некоторые эксперты по баллистике оспаривали эту версию.
Сторонники версий об убийстве генсека выдвигали самые разные предположения об организаторах покушения: спецслужбы нескольких стран, транснациональные корпорации, сторонники Чомбе. Все эти версии объединяло то, что они были построены на умозрительных рассуждениях и не упоминали конкретных фамилий.
Между тем в деле фигурировала фамилия одного человека, который мог быть причастен к гибели генсека. Это англо-бельгийский наёмник Ян ван Риссегем — пилот единственного истребителя, имевшегося на вооружении ВВС Катанги. Его имя фигурировало в материалах расследования, но обвинений так и не было предъявлено, поскольку у него было алиби. В его маршрутных квитанциях и лётной книжке было записано, что в ту ночь Риссегем никуда не летал, а его самолёт базировался на аэродроме Колвези, откуда он просто не мог долететь до Ндолы из-за ограниченной дальности полёта. Теоретически эти документы было несложно сфальсифицировать, но следователи предпочли не обострять конфликт и оставили лётчика в покое. Он умер в 2007 году и до самой смерти не комментировал дело Хаммаршельда.
Новое расследование
В начале ХХI века возникла новая волна интереса к делу генсека, который уже официально считался легендой ООН. В нулевые годы было проведено несколько неофициальных расследований. Их организаторы, уже не стеснённые ограничениями времён холодной войны и принципами политической целесообразности, сумели найти несколько весьма любопытных свидетельств. В Конго удалось отыскать 12 человек, которые были свидетелями аварии. Они подтвердили, что в ту ночь видели в воздухе два самолёта. Кроме того, по их словам, самолёт генсека загорелся ещё в воздухе, что свидетельствовало об атаке другого самолёта. Ещё одним важным свидетельством стали показания бывшего сотрудника американской АНБ. Он утверждал, что в ту ночь слышал переговоры неизвестного пилота, который сообщал, что "попал в транспортный DC-6, который загорелся и идёт к земле". Именно на этом самолёте в ту ночь летел генсек ООН.
После их публикации в СМИ к делу вернулась ООН. В 2015 году была организована специальная комиссия для проверки этих сведений. По итогам её работы было признано, что свидетельства о воздушной атаке на самолёт генсека могут быть признаны достоверными и должны быть дополнительно расследованы. В 2018 году ООН официально возобновила расследование гибели второго генсека, призвав всех членов ООН оказать максимальное содействие.
На призыв ООН откликнулся бельгиец Коппенс, бывший сослуживец Риссегема. В интервью журналистам он рассказал, что именно Риссегем сбил самолёт генсека, о чём рассказывал ему сам. По его словам, алиби пилота было сфабриковано, на самом деле его самолёт базировался не в Колвези, а в Кипуши, который находился гораздо ближе к месту крушения. Теперь, когда его приятель умер, он нашёл в себе смелость рассказать об этом.
Обстоятельства гибели генсека с самого начала вызывали немало вопросов, но в последние годы появилось столько новых свидетельств, что к версии о том, что гибель главы ООН была отнюдь не случайной, стали склоняться даже далёкие от конспирологии люди. Очередное официальное расследование гибели Хаммаршельда, возобновлённое почти через 60 лет после его смерти, продолжается до сих пор.
Нет комментариев