Вспоминая о войне, я не могу перестать думать о своей семье. В этом репортаже я хотела бы рассказать немного о том, что происходило в наших жизнях во время Великой Отечественной войне.
На фотографии мы видим маму, дядю Петю, которого увозили в Германию, его жену и дочь, мою бабушку, держащую на руках мою среднюю сестру. Внизу, рядом с бабушкой, с краю стою я. А рядом с дедушкой — дядины дети.
....Моя семья родом из Украины. Бабушка родилась в 1901 году, а мама — в 1935-м. Если кто умеет считать, то поймёт, что война застала их в 1941-м именно там, где они жили. Им пришлось пережить много испытаний, но самые яркие моменты из рассказов мамы навсегда остались в моей памяти.
Во время немецкой оккупации деревня, где жила моя мама, была захвачена. Сами немцы не причиняли вреда местным жителям, но их пособники — полицаи — проявляли особую жестокость. Они не щадили никого, включая детей. Если кто-то помогал партизанам, то на глазах у всех жителей колодцы забивали малолетними и грудными детьми.
Когда ловили партизан, всю деревню собирали на площади. На глазах у жителей, включая детей, над пленными издевались. Их били плетьми до тех пор, пока кожа не начинала лопаться. Затем их укладывали на стол, посыпанный солью. Если кто-то не мог смотреть на это и отворачивался, его били прикладом или забивали до смерти.
Однажды, в 1942 году, моя мама и другие дети пробрались на немецкий склад через дыру в заборе. Внутри они нашли множество еды: тушёнку, консервы, шоколад и конфеты.
Дети, как и все дети, не могли устоять перед сладостями и начали быстро набивать свои карманы конфетами. Мальчишки прятали конфеты под рубашками, а девочки заворачивали их в подолы.
К сожалению, их шумное веселье не осталось незамеченным для немецкого охранника. Он открыл дверь и был поражён тем, что увидел. Ошеломлённый, он построил детей в ряд и начал выгонять их со склада, пиная каждого и говоря: «Русишь швайн» («Русский, сволочь»). Дети кубарем вылетали наружу.
Моя мама была самой младшей в этой компании и стояла последней. Затаив дыхание, плача, она ждала своей очереди, чтобы получить пинок.
Однако вместо этого немец жестом показал ей, чтобы она высыпала конфеты, а затем наклонился и дал ей шоколадку. Он погладил её по белокурым кудрям и за руку отвёл домой. Как оказалось позже, у него была дочь, ровесница моей мамы, которая была очень похожа на неё.
Наш дед был инвалидом, и его не взяли на фронт, так как у него не работала правая рука. После того случая с конфетами немцы поставили его охранять склады. За всю свою жизнь его несколько раз пытались расстрелять, но, видимо, Бог хранил его.
Но на этом испытания не закончились. Когда пришли наши и начали бомбить деревню с самолётов, мама с бабушкой побежали и упали на землю. Бабушка прикрыла её собой и сказала: «Молись, Катька». Когда они поднялись после бомбёжки, то увидели, что всё вокруг изрешечено пулями. Рядом лежала убитая девушка с оторванной рукой, красивая, с шикарной косой. Эта девушка долго снилась моей маме. Бабушка и мама говорили, что Бог уберег их от смерти.
В какой-то год, когда немцы отступали, они целыми вагонами отправляли наших соотечественников в Германию. Среди них должен был оказаться и наш дед. Однако старший брат моей мамы, который был женат, обратился к немцам с просьбой оставить отца. Вместо него в Германию отправили моего дядю. В то время никто не знал, с какой целью увозят людей.
В Германии нашего дядю определили работать в семье погибшего немца. Там он провёл остаток войны, помогая по хозяйству. Как говорила бабушка, он выполнял «чёрную работу».
Хозяйка относилась к дяде хорошо: кормила его и даже хотела, чтобы он женился на её дочери. Но дядя отказался, потому что у него дома оставалась семья.
После окончания войны всех наших близких, включая дядю, вернули домой.
Война — это страшное испытание как для военных, так и для мирных жителей. Она не различает, кто ей дорог, и уносит жизни ни в чём не повинных людей.
На этой фотографии мы видим маму, дядю Петю, которого увозили, его жену и дочь, а также мою бабушку, которая держит на руках мою среднюю сестру. Я стою рядом с бабушкой, немного в стороне. А рядом с дедушкой мы видим четверых детей дяди Пети.
Ценные воспоминания ! Надо их хранить в памяти и передавать потомству. Это не кино, не спектакль, не книга... А подлинное,живое... Душу бередит. И своя семейная военная хроника встаёт перед глазами.
А в руках у меня кукла .Голова ,как сейчас помню ,глиняная с разбитым носом.Сама кукла тряпочная .На руках пальцы прошиты.Я с ней почти не расставалась..
У каждой семьи своя история... Была в ОК хорошая группа "Русский сахар", она как раз основана была на семейных историях. Люди просто рассказывали вот такие кусочки семейных саг. И каждому было что сказать! Там мы и познакомились с Людмилой Александровной, Тамарой и Светочкой Чипышевой. Группа свое существование прекратила почему-то, а мы сплотилсь в "Калейдоскопе". И пытаемся продолжить традиции рассказывания семейных историй, но дело туговато идет, поэтому - теперь у нас есть действительно калейдоскоп - семья. творчество, литература... Все интересно, но по семейным историям больше всего душа тоскует. Так что - пишите, Люда, не думайте, что это интересно только вам. Из таких вроде бы коротких сюжетов строится история целой страны
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6