Его учил отец, Иван Фешин — резчик иконостасов, владелец собственной художественной мастерской. Уже с девяти лет сын помогал ему с заказами. В четырнадцать он поступил в Казанскую художественную школу, а затем продолжил образование в петербургской Академии художеств.
Фешин окончил Академию художеств в 1909 году с отличием. Лучших выпускников тогда отправляли за границу за счет учебного заведения. Благодаря этому художник смог посетить Германию, Италию и Францию.
В 1910 году Фешин вернулся в Казань. Там он преподавал в художественной школе и давал частные уроки. А еще у Фешина заказывали портреты местные дворяне, актеры, представители интеллигенции.
Героями картин Николая Фешина часто становились дети из разных семей — и дворянских, и крестьянских. Особенно часто он рисовал свою дочь Ию и учениц Казанской художественной школы.
Лица Николай Фешин писал легко, небольшим количеством краски. Так он подчеркивал, что детские черты еще не сформировались до конца. А чтобы передать пластичность движений и непоседливость героев своих картин, художник использовал пастозную технику — крупные, плотные, рельефные мазки.
Варвара Адоратская — героиня самого известного детского портрета Фешина — родилась в Казани в 1904 году. Ее отец Владимир Адоратский был участником революционного движения, членом Российской социал-демократической рабочей партии. В 1905 году его арестовали и выслали из России. Семья последовала за ним. Несколько раз Адоратские возвращались в Казань, но жили в городе очень короткое время. Им постоянно приходилось уезжать: Владимира Адоратского в любой момент могли арестовать.
Варвара приходилась племянницей художнице Надежде Сапожниковой — ученице Николая Фешина. Девочка часто бывала в мастерской у родственницы.
Именно в ее мастерской Николай Фешин познакомился с Варварой Адоратской. Написать Варю Адоратскую ему предложила Сапожникова.
На сеансы к Фешину Адоратская ходила три раза в неделю. Сначала художник сделал набросок всего портрета, потом проработал лицо героини. Он несколько раз менял детали картины: одежду девочки, платье ее куклы. Адоратская вспоминала: «Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».
Над портретом Фешин работал более месяца и закончил его в мае 1914 года.
Николай Фешин планировал продать портрет Адоратским. Однако вскоре они снова уехали за границу. Картину выкупила Надежда Сапожникова.
В 1918 году семья вернулась в Россию, но забирать портрет у Сапожниковой не стали. Родители считали, что Фешин не смог точно передать характер их дочери.
В 1942 году Сапожникова тяжело заболела. Незадолго до смерти она написала завещание, по которому все работы Фешина достались Варваре Адоратской. Наследница тоже решила не продавать коллекцию и оставила ее у себя.
В 1963 году с Варварой Адоратской связались сотрудники Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ). Они готовили персональную выставку Николая Фешина. После долгих уговоров Адоратская согласилась продать часть коллекции. Однако свой портрет она хотела подарить Третьяковской галерее — из-за этого переговоры сорвались. Картина оказалась в собрании музея только после смерти Адоратской в 1964 году.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1