ЧАСТЬ XI.
СИБИРСКИЙ КЛИМАТ.
Формирование сообщества старожилов сибирского края является важнейшим итогом процесса освоения громадной территории.
На хозяйственную деятельность и традиционное сознание людей наибольшее влияние оказали экстремальные географические факторы.
Еще в середине XIX в. К. Веселовский в книге «Климат России» отмечал, что «Климат Сибири в высшей степени - континентальный: сух, когда в Европейской России сильно чувствуется влияние океана».
В Сибири температура средняя января от -18-22 градусов до -30-35 градусов; средняя температура июля от + 20 до + 30 градусов. Таким образом, годовой перепад температур составляет до 65 градусов.
Перепад же экстремальных температур (от +38 до – 55-62 градусов) составляет до 95-100 градусов. Причём, к наиболее пагубным последствиям приводят суточные перепады температур. Так в марте-апреле и октябре-ноябре естественны колебания от -15, -20 градусов ночью до + 5, +10 днем и, наоборот, от +20 днем до -10 градусов ночью.
В источниках XVII – XIX вв. зафиксированы и экстраординарные проявления сибирского климата.
1782 г. «Весна стояла вельми мразна и студена». Во время страды шли непрерывные проливные дожди.
1799 г. Стояло необычно засушливое лето.
1810-1811 гг. Зимы стояли необычно холодные и продолжительные.
1813 г. «В Иркутской и Томской губерниях первоначально была засуха, а 13 июля ударил ужасный мороз, истребивший хлеб на пространстве 1500 верст. 1815 г. «Жестокие морозы стояли в Тобльске и Иркутске».
1842 г. «Местные власти уведомляют, что еще 2 июня по Сибирскому тракту ездили на санях (по новому стилю это середина июня!).
В XVII в. отмечены 32 необычно холодные зимы;
в XVIII в. отмечено 42 засушливых лета и 20 крайне дождливых.
XIX век принес 51 более морозную зиму.
Постоянно отмечались повторяющиеся таежные пожары. «В 1887 г. в Сибири стояла необычная жара. Более месяца не было ни одного дождя. В июле температура воздуха достигла 37 градусов в тени. Лес походил на осенний: деревья были почти без листьев или с желто-коричневыми листьями. В тайге полыхали многочисленные и обширные пожары…».
Суровость сибирского климата дополняется продолжительной зимой, коротким летом, длительными морозами и глубоким снежным покровом в таежной зоне, а в степных районах – малоснежьем. В северных районах экстремальность климата усугубляется продолжительной Полярной ночью (до 65 суток). Исследователи отмечали преобладание в Сибири ярких, солнечных дней в году и повышенную солнечную радиацию.
Климат определил во многом особенности быта, обустройства жилищ, характер питания, одежды сибиряков. Особое влияние климат оказал на формирование психологической устойчивости к превратностям судьбы и погоды, на невиданное упорство и выдержку в повседневной жизни.
СИБИРСКИЕ ПРОСТОРЫ
Отличие ландшафтов сибирского края от центрально-российских, очевидно. Здесь представлены практически все природные зоны за исключением приэкваториальных: есть арктические пустыни и тундра, тайга и лесостепь, степь и горные ландшафты. На сравнительно ограниченных пространствах порою сочетаются несколько природных ландшафтов.
Для России в целом характерны, прежде всего, обширные пространства страны. Исследователи русского национального характера постоянно подчеркивали «ужасающее и пугающее влияние на человека бесконечных просторов России».
Пространства Сибири для русских людей были действительно пугающими и безбрежными. Стремление подчинить их, преодолеть страх перед морем тайги заставило первопроходцев всего за полстолетия совершить бросок от Урала до Тихого океана. «Освоенная» Сибирь изменила мироощущение русского сибиряка, сделала его поистине глобальным.
Ширь и размах просторов сибирского края таковы, что здесь на территории иной волости (района) могли бы разместиться 1-2 «великорусские» губернии (области).
Енисейская губерния по территории превосходила Московскую губернию в 77 раз, Владимирскую – в 52, Петербургскую – в 48, Вологодскую губернию в 6 раз.
А Якутская губерния была больше Московской в 115 раз, Петербургской – в 73 раза, Вологодской губернии в 10 раз! От Урала до Тихого океана азиатская территория Российской империи простиралась на 8 тыс. километров и на 4 тыс. километров с севера на юг. Общая площадь Сибири превосходила территорию Европейской России в 2,5 раза. На территории Сибири могла бы 25 раз разместиться Германия.
«В Сибири 100 верст - не расстояние, 100 рублей не деньги», «В Сибири 100 верст не крюк, а всё наша волость» – так отразились в поговорках представления сибиряков о пространстве…
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Отличительным для сибиряка стал экономический фактор. Отсутствие помещичьего землевладения и «вольная жизнь на вольной земле» позволили достичь высокого уровня жизни.
В XVIII – XIX вв. основную массу переселенцев составляли государственные крестьяне северных губерний России, свободные от крепостничества. Большинство из них были крестьянами-середняками, людьми трудолюбивыми и настойчивыми.
За 5-10 лет проживания в Сибири они «обрастали» крепкими подворьями, разрабатывали по «захватному» принципу необходимое количество земли. Ограничений в размерах пашни не было до последних десятилетий XIX в.; на мужскую душу община выделяла по 15 десятин (гектаров) земли. Дополнительно, по наследству переходили разработанные отцами пашни-займища. Если в Европейской России, вследствие малоземелья, на крестьянский двор приходилось в среднем по 5-7 десятин земли, то для сибирских хозяйств обычными стали домохозяйства с 50-100 десятинами пашни.
Применяя паровую систему земледелия, без использования удобрений, крестьянин получал гарантированно урожай в «1:5». В Енисейской губернии средний урожай в середине XIX в. составлял «1:6», а высший «1:12». В Ачинском и Минусинском округах средний урожай был до «1:10», высший «1:15».
С 1685 г. полностью прекратились поставки хлеба в Сибирь из Европейской России; сибиряки не только полностью обеспечивали себя хлебом, но и в конце XIX – начале XX в. активно выходили на внутренний и внешний рынки. Сибирская действительность требовала иного количества рабочих рук в семье, значительно большего количества лошадей, лучшего обеспечения продуктами питания, одеждой и прочими припасами.
Количество лошадей в крестьянском хозяйстве:
Европейская Россия: бедные 0-1 лош., средние 1-3 лош., зажиточные (т.н. кулаки) 3-5 лошадей;
Сибирь: бедные 1-3 лош., средние 3-7 лош., зажиточные 7 и более лошадей;
Итогом высокой самодостаточности старожилов стал высокий уровень качества жизни, «достаточная» покупательная способность, хозяйственная самостоятельность. Это изменило психологию крестьян-старожилов, выдвинув на первое место индивидуализм взамен российского коллективизма. Сформировалось и новое самосознание – «Мы не российские крестьяне-лапотники».
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Редко где при колонизации взаимодействие представителей различных народов приняло такой сравнительно безболезненный характер, как в Сибири. Крайне малая плотность населения и взаимное невмешательство в культуру коренного населения позволили заложить основы согласия. И ныне Сибирь остается одним из наиболее бесконфликтных регионов России. Во многом процесс согласия с местным сибирским населением проходил на основе межэтнических браков в XVII - XVIII вв.
Соотношение русского и коренного населения (в к 1910 г. было следующим:
Томская губерния: русские-96, аборигены-4;
Енисейская губерния: русские-94, аборигены-6;
Иркутская губерния: русские-82, аборигены-18;
Забайкальская область: русские-72, аборигены-28;
Якутская губерния: русские-8, аборигены-92;
Если первоначально в основном Сибирь осваивали русские переселенцы из северных губерний, то с середины XIX в. здесь проживали выходцы из Центральной России, Поволжья, Украины, Белоруссии, Польши, Прибалтики.
Так, только в период «разделов» Польши и в XIX в. сюда было выслано около 100 тыс. поляков. Из 9 тыс. пленных шведов, высланных в Сибирь после Полтавской битвы, около половины навсегда прижились здесь. Таким образом, постоянное сибирское население формировалось на основе смешанных браков. А веротерпимость, этническое согласие стали неотъемлемой чертой сибиряков.
В большинстве своём в сибирский край по своей воле или по «воле» властей шли люди смелые, предприимчивые, активные и рисковые, стремящиеся к выполнению поставленной задачи.
Таковых людей историк Л.Н. Гумилев назвал пассионариями. Пассионарии – это наиболее активные, честолюбивые, смелые представители служивых людей и казаков, а также «промышленные» люди и большинство землепашцев. Этими чертами обладали и бывшие преступники, сосланные в Сибирь. Здесь человека не спрашивали о прошлом, а оценивали по настоящему поведению.
Концентрация продолжилась и в годы Советской власти. В годы раскулачивания в массовом порядке сюда ссылались наиболее «крепкие», предприимчивые и хозяйственные крестьяне. Не менее значительными были массовые высылки репрессированных, склонных к свободе и самостоятельности.
ЧЕЛОВЕК В СИБИРИ
Комплекс сибирских природных факторов включает в себя несколько составляющих: непроходимая тайга и бескрайные степи, обширнейшие болота, многоводные и порожистые реки, полное бездорожье, леденящий ветер «хиус» и жгучие «хлящие» морозы.
Сибиряк, обживая свой край, сумел преодолеть опасность со стороны дикого зверя, но медведь в сознании старожила-охотника так и остался мудрым хозяином тайги. Не меньшую опасность представлял для человека лось - сохатый. Не зря здесь появилась поговорка: «На медведя иди – постель стели; на сохатого иди – доски (на гроб) теши».
Титанические усилия и изобретательность потребовались от человека для спасения от кровососущих насекомых: комара, мошки, овода, слепня, таежного клеща. Для защиты от насекомых сибиряки по-новому, «нежели в России», проводили выпас скота, многие летние работы. Так повсеместно применялись окуривание скота дымом костров. Приезжие чиновники брезгливо замечали, что «к сибиряку летом невозможно подойти – от него за версту разит дёгтем»; березовым дегтем густо мазали скотину и себя для спасения от гнуса.
Вместе с тем, нельзя не сказать о факторах благоприятных для человека, оказавших позитивное значение.
Сибирский воздух сух и благоприятен для здоровья, настоян на травах и целебной хвое тайги. Даже суровые 40-50 градусные морозы человек переносит сравнительно легко, благодаря сухости воздуха, и зимнего безветрия. В степи и тайге много целебных водных и грязевых озер, изобилие промыслового зверя и птицы. Повсеместно растут съедобные дикорастущие травы, плоды и ягоды. Особое место занимают любимые сибиряками кедровые орехи. Сибирские реки изобилуют разнообразной рыбой. «Дары природы» обеспечивали разнообразие питания и существенно помогали спасению человека в неурожайные годы. Лес снабжал человека прекрасным строительным материалом при постройке качественных жилищ и обеспечивал топливом.
Но все же на первое место сибиряки ставили наиболее благоприятный фактор – изобилие свободных целинных земель. Высокое плодородие их было важнейшим условием развитого землепашества в среде русских старожилов.
Бывшему «российскому» крестьянину пришлось здесь фактически заново создавать свою технологию земледелия, с отказом от традиционного удобрения пашни навозом. Сибиряки придумали новые орудия труда, вывели приспособленные для сурового климата породы скота.
В конце XVI - первой половине XVII в. ещё не было полной адаптации русских к Сибири. Об этом говорят многочисленные описания голода, повсеместной нехватки хлеба, неукоренённости «промышленных» людей, столкновений и нанесенных «обид».
Из челобитной 1653 г.: «Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу… бьют челом сироты твои… Красноярсково острога ссыльные людишки Федька Балакин, Олешко Косой, Иванище Старец, да промышленный человек Васька Антонов. … нам, государь, жить в Красноярском остроге немочно. Милостливый государь…, пожалуй нас, своих сирот, в том деле вконец не погибнуть, вели, государь, нас… ис Красноярсково острогу выслать к Руси, к женишкам нашим…»
…Источники последней четверти XVII в. уже констатируют, что сибирские крестьяне пашут не по «русскому обычаю». Русский посол в Китае Николай Спафарий писал в своих записках: «Енисейская страна вельми хороша. Дал Бог изобилие всякое, хлеба много…»
С.П. Капустин справедливо подчеркивал: «При обсуждении хозяйства в Сибири, надобно всегда обращать внимание на условия… страны. Те мерки, которыми мы привыкли мерить в Западной Европе или в России, здесь неприемлемы. Из многого того, что разумно и пригодно там, будет нерационально и вредно здесь».
Воздействие климатических факторов заставляло сибиряков крайне расчётливо подходить к планированию очередного сельскохозяйственного года. Для старожилов стало естественным создание постоянных резервных запасов зерна, кормов для скота, сухих дров, просушенных строительных материалов, запасного хозяйственного инвентаря.
Коренное население Сибири сумело хорошо приспособиться к суровым реалиям края. Фактически, местные народы-этносы стали частью природы, слившись с нею. Русское же старожильческое население не только воссоздало здесь систему земледелия, как основу хозяйства, промыслы и ремесла, рыночные связи, но и во многом переняли опыт аборигенного населения края. На этой адаптированной к Сибири основе появились сибирские жилища, новые типы усадеб, новые традиции и обряды, особенный уклад жизни.
Природно-климатические факторы с первых десятилетий оказывали влияние на процессы естественного отбора: выживали и приспосабливались наиболее стойкие, закаленные, физически крепкие люди. Не зря понятие – «сибирское здоровье» – стало общепринятым. Естественное закаливание и труд с раннего детства позволял закрепить иммунитет. Сибиряки отличались повышенной остротой слуха и зрения, силой и выносливостью, способностью выдерживать длительные пешие переходы и продолжительные физические нагрузки, перепады температур и продолжительные холода, отличались умением прекрасно ориентироваться в незнакомой местности.
Субэтнос русских старожилов состоял из множества групп: "сибирских «чалдонов», «каменщики», «поляки», «марковцы», «кержаки», «карымы», «семейские», «русаки», «смешицы», «гураны» и другие.
На пространстве 13 млн. кв. км до начала XVII в. проживало по различным подсчетам от 180 до 236 тыс. человек местного коренного населения. В среднем на одного человека приходилось более 40 кв. км территории. При охотничьем типе хозяйства на одного человека требуется до 10 кв. км угодий, а при животноводстве – около 1 кв. км. Таким образом, были громадные резервы неосвоенных земель.
«Среднемесячная температура в Туруханске в январе – 37, в Минусинске – 20; среднемесячная температура в июле в Туруханске +16, в Минусинске +19 градусов. Зафиксированы абсолютные температуры зимы и лета в Красноярске – 55 и + 40 градусов, в Минусинской котловине – 52 и + 39».
«В 1825 г. зима была очень теплой: Ангара покрылась льдом 18 января, а вскрылась ото льда 2 марта. Следовательно, река была подо льдом только 42 дня.
В 1875 г. Зима была очень холодной: у Минусинска Енисей покрылся льдом 7 октября, а вскрылся ото льда 14 апреля. Таким образом, зима продолжалась в этом году около 200 дней».
«Землетрясение в Красноярске в 1858 г. «30 мая в первом часу пополудни послышался подземный гул, а ровно в час дня под самым городом раздались два удара. Явление продолжалось не более 3-х секунд. Содрогание земли было довольно ощутимое: растворились окна и двери, висячие предметы качались. Раннее подобное было в 1851 году».
«7 августа 1887 г. в Иркутске наблюдалось полное солнечное затмение. На небе были видны яркие протуберанцы солнца. При этом температура воздуха упала резко с +34 до +12 и некоторое время дул пронизывающий ветер».
(Из описания наводнения в с. Казачинском Енисейского округа Енисейской губернии) «28 мая 1879 г. вода вошла в село и прибывала до 8 июня, так что положительно затопила все село, а в окрестностях все засеянные поля, разнесла мелкие постройки, мельницы, потопила много домашнего скота. Жители спасались на горе «Камень» прозывающейся, а другие выехали в ближайшие деревни. Только 20 июня вода пала на межень. Это же наводнение потопило деревни Момотово, Самкову, Галанину, Курбатову, Силошну, Борки, Клопову и др.».
«В середине XIX в. в с. Тасеево Канского округа десятина пашни давала до 450 пудов хлеба; урожай в 300 пудов считался посредственным. Засевали не более 5-6 десятин».
В южных районах Сибири в XIX в. у крестьян имелись огромные покосы и большие табуны лошадей. Иногда происходил такой разговор: - Зачем столько лошадей? - Возить сено. - Зачем покосы такие большие и сена столько косите? - Кормим лошадей…
О здоровье и силе сибиряков по Руси ходили легенды. «В Бухтарминской крепости (Западная Сибирь) жил в 50-х годах XIX в. необыкновенной силы священник А.П. Бисеров. О его силе рассказывалось много историй. Однажды, сильно рассердившись, он схватил за «ушки» два мешка с мукой: в каждом было до 10 пудов веса (по 160 кг), вынес те мешки на улицу и, подняв их на вытянутых руках, с силой ударил друг о друга. Мешки лопнули, и вся мука рассыпалась. Два сына Бисерова также отличались необыкновенной силой».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев