Серы позже часто встречались в описаниях северных, сибирских народов. Близ реки Кофена (Котена,) жили воинственные катаи, которых Александр, тем не менее, покорил. На средневековых картах Сибири показана страна Катай и Кара-Катай на берегах реки Катунь. Эти катаи навеяли персидским поэтам представление о том, что Александр посещал Китай.
Добровольно подчинились Александру болотные жители маллы, заявившие Великому завоевателю: «Мы с тобой одной крови», и сабараки. Где-то здесь же Александром был поставлен сатрапом Сибиртий. Сатрапов он нередко ставил из местных князей. Сопоставив сабараков с Сибиртием получаем безупречных сибиряков. Надо ещё посмотреть, правильно ли древние греки и более поздние переводчики оглоссовали сабараков.
И, наконец, в боевых донесениях македонской армии неоднократно фигурируют русы. Александр долго и многотрудно воевал с ними на Яксарте, потом на Гидаспе, в конце похода вышел на них в Гедросии. Война с русами составляет главнейшее содержание «индийской» части похода Александра. Греки называли русов то скифами, то индами, хотя правильнее было бы называть их вендами, венедами. В этом плане показательным является то, что ещё в V веке до н.э. некий народ, добывавший янтарь на реке Эридане у берегов Северного океана Софокл называл индами, а Геродот энетами (венетами). И ведь именно на берегу этого же океана Птолемей помещал Индию Изначальную (India Superior). Объяснением этой странной на первый взгляд этно- и топонимики служит концепция Таймырской Прародины, из которой, отпочковываясь, расходились по Земле протонароды: шумерийцы, хетты, индоарии, иранцы, германцы, славяне и др.
Сибирский маршрут Александра восстанавливается с большим трудом и лишь фрагментарно. Виной тому – вышеобозначенная перепутанность последовательности событий и перемещений. Можно уверенно говорить, что он был на реках Урале, Катуни, Томи близ Тутальских скал, был в устье Оби (Инда) в городе Тавала (от него сохранилась пристань Товопогол); был в устье Енисея (Ганга). Характер его перемещений между этими пунктами неоднозначен. Достаточно сказать, что мы не знаем, по какой реке Александр сплавлялся к океану, по Оби (Инду), или по Енисею и Ангаре (ранее считалось, что Енисей (Акесин ?) впадает в Ангару (Ганг)). Очень возможно, он был на реке Мессояхе, где стоял город Массага, столица сибирской Московии и в районе современного Норильска, где был город Норы. Наличие «тоннельных» топонимов и связанных с тоннелями легенд подтверждают правильность этого предположения.
В самом первом приближении Александр с реки Урал зимой 330/329 года продвинулся южно-сибирскими степями до реки Обь, принятой им за Инд. На берегах лежал глубокий снег. Лето и осень 329 года он воевал с местным народом, постепенно продвигаясь на восток. Зазимовал он на юге Минусинской котловины в предгорьях Западного Саяна. Весной его армия перешла Западный Саян с севера на юг по так называемой «дороге Чингисхана, «имея Индию справа» и направилось на отдых в Самарканд, откуда весной 327 года вновь двинулась в «Индию».
Если верить Страбону, события развивались по-другому. Перейдя «Кавказ» с севера на юг и развернувшись в Западной Туве, Александр сразу же направился в «Индию» по Чуйскому тракту вдоль Катуни. Далее гуреи (Гурьевск), Дедальские горы (Тутальские скалы), затем Массага, летом 326 года война с Пором, осенью 326 года сплав по Реке к Океану. В таком варианте посещение Александром Самарканда и убийство Клита было в 325 году.
Совершенно особое место в интерпретации маршрута Александра занимает описание неких гор, которые штурмовал Александр. Горы округлой в плане формы диаметром 5-10 километров очень высокие, до двух тысяч стадиев. Разумеется, не по вертикали, это длина склонов. Склоны вогнутые, пологие у подошвы, и скальные вертикальные у вершины. Поверхности гор плоские и обширные с лесами, пашнями и родниками. На них собиралось до 30 тысяч обороняющихся [Арриан, 99, 116-117, 119, 126, Диодор, 319, Курций Руф, 343, 345]. Очевидно, речь идёт не об альпийских складчатых горах, а о столовых, сбросовых, представляющих собой резко поднятое плато. У нас в Евразии есть два таких плато: Декан на юге Индии (15 градусов широты) и плато Путорана на севере Сибири. На плато Декан, высотой до 800 метров, снега нет, а воинов Александра, срывавшихся при штурме одной из таких скал, не смогли похоронить, поскольку не отыскали в снегу.
Как же занесло Александра в горы Путорана? Ключевым в этом вопросе является локализация так называемых «Алтарей», воздвигнутых в честь ознаменования окончания похода после отказа армии углубляться дальше в «Индию». Клавдий Птолемей указывает, что Александровы алтари были поставлены на широте 57 градусов [Птолемей, 321].
После этого Александр прошёл на реку Акесин [Диодор, 325], в которой угадывается Енисей. Здесь его ожидал построенный заранее флот, и Александр поплыл к океану. На реке встречались пороги [Арриан, 158-159, Диодор, 326-327], особенно страшный был в месте впадения Акесина в Ганг. «В эту реку впадает Акесин; Ганг как бы перехватывает его дорогу к морю; обе реки сливаются, образуя бурное течение, так как Ганг создает для впадающей реки очень неудобное устье и воды ее текут, преодолевая препятствия» [Курций Руф, 355]. В пороге разбились и затонули два военных корабля. Сам Александр разделся, сиганул в воду и едва был спасён телохранителями.
Наличие порогов на реке свидетельствует, что Александр сплавлялся по Енисею. Гангом учёные греки называли Ангару. Кстати, ещё в XVIII веке главной рекой Сибири считалась Ангара, а Енисей расценивался как её приток. Об этом писал Г.Ф. Миллер и приводил в качестве иллюстрации соответствующую карту.
На Яксарте Александр столкнулся с ожесточённым сопротивлением местных скифов. Освирепев, он приказал убивать всех взрослых подряд и «накрошил» таким образом 120 тысяч человек; разрушил семь местных городов, в том числе Кирополь, строительство которого приписывалось персидскому царю Киру за два столетия до Александра. Кир, кстати, и голову свою потерял где-то здесь же, побитый массагетской царицей Тамарой.
Ещё перед началом боевых действий скифы прислали к Александру делегацию, имевшую задачу убедить его не начинать войну. Они сказали, что занимаются мирным землепашеством и что их земли на запад лежат до Фракии Они напомнили Александру, что их предки победили царей Сирии, Персии, Мидии, и дошли до Египта, и что Александру лучше видеть в них друзей, нежели врагов. И ещё они сказали, что река Яксарт является пограничной между Европой и Азией.
Современные историки считают Яксарт Сыр Дарьей. Однако учёные греки были согласны со скифами в том, что по правому берегу Яксарта лежит Европа, а по левому – Азия. Они называли её Танаисом, хотя и говорили, что должен быть другой Танаис, впадающий в Меотийское озеро (Азовское море). Судя по наличию на этой реке города Кирополя, её, возможно, называли также рекой Кира. Примечательно и, возможно, совершенно неслучайно, то, что еврейские писатели называли реку Кира Русской рекой.
Средневековые норманны и в частности Снорри Стурлуссон, называли эту реку почти как греки – Танаквисль. Они «спускали» её с Рифейских (Уральских) гор, «впадали» в Каспийское море и считали границей между Европой и Азией. Стурлуссон писал, что в верховьях этой реки живут германцы асы, а в низовьях, в приустьевой части – славяне ваны. Речь идет о первых веках до нашей эры, то есть о том примерно времени, когда здесь похозяйничал Александр Свирепый. Вот мы и приближаемся к моменту истины: если греки по своему высокомерию не считали нужным разбираться в том, как правильно называются варвары, для них все они были скифы, в лучшем случае – массагеты, то германцы, жившие буквально по-соседству, правильно указывают – это были славяне.
Арабские, персидские и среднеазиатские авторы называли защитников семи крепостей на Яксарте уструшанами. Это до удивления хорошо корреспондирует тем, что умудрённые многознанием евреи называли эту реку Русской, а Стурлуссон населял её устье славянами. Уструшаны совершенно легко этимологизируются по русски как жители устья русской реки, по другому – русскоустьинцы. Есть и ещё одно место в Сибири, где русские живут в устье реки Индигирки и называется та местность – Русское Устье. Думаю, это не случайное совпадение, а одно из предпочтений при выборе места жительства.
Положив много сил и пролив много крови, Александр так и не победил русов в устье Яксарта (Яика с сыртами). О чём позже напоминал своим воинам, говоря, что в тылу остались непокорённые скифы. Источник:Николай Сергеевич Новгородов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев