По данным INFOLine, в 2024 году рынок онлайн-торговли в России вырос на 37% и достиг 11,3 трлн рублей. Теперь e-commerce занимает более 20% всего ритейла. Маркетплейсы напрямую влияют на логистику: у отдельных перевозчиков они формируют до 30% загрузки автопарка.
Рост продаж неминуемо ведет к увеличению количества перевозок. В 2024 году объем заказов на маркетплейсах увеличился на 41%, а в 2025 годовой рост прогнозируется на уровне 20–25%.
География
Одна из ключевых тенденций, которую отмечают эксперты — заметное расширение географии перевозок. Об этом сообщают представители «Бета ПРО», ПЭК и «Деловых Линий». Кроме того, рынок возвращается к формату прямой доставки заказов получателям силами курьерских служб.
Сегодня значительная часть «последней мили» обеспечивается самими маркетплейсами, которые комбинируют собственный транспорт и привлеченные ресурсы. При этом около половины магистральных перевозок выполняют подрядчики, а еще одна крупная ниша аутсорса — доставка товаров в распределительные центры маркетплейсов.
Получается, что маркетплейсы забирают под себя ключевые направления: последнюю милю и основные магистрали с обратной загрузкой.Цифровизация и новые технологии
Помимо вызовов, присутствуют и положительные эффекты. Маркетплейсы стимулируют цифровизацию рынка и внедрение новых технологий. Они задают высокий уровень цифровых решений и выстраивают гибкие модели взаимодействия со сторонними перевозчиками. Это позволяет распределять заказы среди внешних подрядчиков.
Развивается и доставка на «последней миле»: тестируются дроны, роботы, автоматизированные постаматы. Клиентам предлагают гибкие схемы доставки — к определенному часу или в заданное временное окно.
Ozon не планирует расширять собственный парк, но развивает платформу для поиска подрядчиков. У Wildberries&Russ также есть собственная логистическая система и стратегия, включающая развитие автопарка, сообщили в пресс-службе компании.Давление на рынок
Однако бурное развитие e-commerce несет и риски. Чтобы привлечь покупателей, маркетплейсы активно демпингуют, предлагая дешевую или бесплатную доставку. Это создает высокую конкуренцию, в которой выживают лишь крупнейшие игроки.
Эксперты предупреждают, что по мере роста объемов e-commerce доставка начнет дорожать. Некоторые компании уже делают возвраты платными или повышают тарифы в часы пик. По прогнозам, через 3–4 года доля логистики в конечной стоимости заказа может достигать 70%. Условия перевозок на маркетплейсы также отличаются от стандартных: обязательна дополнительная проверка груза, упаковки и маркировки. Жесткие требования и нарушения
Ставки маркетплейсов зачастую выше среднерыночных, что привлекает перевозчиков. Но ради их выполнения компании идут на риски и нарушения, поясняют эксперты.
Исследования и эксперименты блогеров на YouTube доказывают, что перевозчики иногда превышают допустимую нагрузку, нарушают нормы труда водителей, используют устаревший транспорт или экономят на безопасности.
Также встречаются схемы с каботажными перевозками иностранными компаниями или перецепкой грузов на китайские тягачи, что нарушает российское законодательство.Позиция маркетплейсов
В Wildberries&Russ подчеркнули, что компания действует строго в рамках законодательства и взаимодействует с перевозчиками на основе оферт. В Ozon добавили, что перевозчики обязаны самостоятельно проверять контрагентов, а при нарушении условий сотрудничество прекращается.
Сами маркетплейсы стараются избегать незаконных практик, ведь для них это огромные репутационные риски. Но отдельные перевозчики нередко ищут способы снизить издержки, даже нарушая правила.
Нет комментариев