Интересно, что и сто-сто пятьдесят лет назад деревенские жители зарабатывали ровно также. Только жили не в балках, а шалашах или "станах".
Как пишет Г. Г. Мокина в публикации "НЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КРЕСТЬЯН ВЫТЕГОРСКОГО УЕЗДА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА":
"Условия работы на лесозаготовках были необычайно тяжелыми. Лесорубы, прибыв в лес, обычно в течение дня строили двор с кормушками для лошадей и избушку для себя. Эти избушки в Вытегорском уезде назывались "станами". Их кое-как покрывали бревнами, хворостом, хвоей, щели заделывали мхом, но ни пола, ни нар не устраивали. Дым выходил через небольшое отверстие в потолке. В избушке ночевали, а утром начинали рубить лес и возить его к реке. Работать приходилось с утра до позднего вечера, при любой погоде".
Работали тоже именно зимой. Понятно - летом занимаются сельским хозяйством, а зимой время освобождается и человеку требуется дополнительный заработок.
"Нужда гонит вытегора на заработки. Каждую зиму едут мужички целыми обозами на лесные заготовки и в земляные работы по каналу. В среднем каждый рабочий с лошадью ежедневно зарабатывает от 75 копеек до одного рубля. Если вычесть из этого на прокорм себя и лошади, то в общем бедняк ничего почти не заработает".
Однако небольшое отличие есть от прежних времен. Сейчас делянки вблизи деревень уже по большей мере разработаны и ездить приходится на некоторые расстояния, подчас - немалые. Каждый день домой уже не наездишься. Раньше у людей были возможности работать рядом с деревней. Хотя, тоже не всегда.
"Хорошо, если лесоразработки находились недалеко от селений и крестьянам можно было возвращаться к ночи домой. Если же нет, то им приходилось ночевать в лесу в избушках, а порой и в шалашах, сооруженных из еловых веток. В случае, когда лесоразработки производились вдали от селений, подрядчики нанимали крестьян целыми артелями".
Артели составляли от 6 до 9 человек:
"6 человек брали с собой двух лошадей, а 9 - трех, то есть при каждой лошади были возчик и два заготовителя леса. В течение всей зимы крестьяне, уходившие на лесозаготовки на значительные расстояния от своих селений, домой приходили только 2-3 раза за кормом для лошадей и съестными припасами для себя".
Еду, кстати, крестьяне закупали за свой счет, но на нее давали "ссуду". То есть как бы платили аванс, на который люди покупали продукты и корм для лошадей, а потом они его отрабатывали:
"Лесозаготовительные конторы сразу же после окончания сельскохозяйственных работ рассылали по деревням подрядчиков, которые выполняли обязанности по найму рабочих и расчетам с ними.
Через этих подрядчиков еще задолго до начала работ лесопромышленники ссужали крестьян хлебом и другими продуктами, а иногда и деньгами на уплату податей. Таким образом, крестьяне получали задаток, который должны были затем отработать. При подобных обстоятельствах они попадали в зависимость от лесопромышленников".
Ну и конечно, организм от такой работы тоже быстро изнашивался:
"В связи с тяжелыми условиями труда рабочие часто болели. "Лесные работы беспокойные и для здоровья опасные. Рабочий, промокший снизу и сверху до костей, как говорится, постоянно находится и даже спит в воде и в холоде. Местом обогревания его служит только костер и шалаш из хвороста. Последствием такого положения рабочих являются простудные заболевания, и редкий вернется домой без лихорадки или горячки... Заболевший рабочий зачастую вынужден валяться в нечистоте, сырости и без всякого присмотра в лесных шалашах, откуда отправляется на произвол судьбы домой или в городскую больницу".
В общем, отличий от нашего времени практически не вижу. Разве что пилы сейчас бензиновые, а не лучковые какие-нибудь. Хотя, и норма выработки сейчас, наверное, побольше, так что все равно как работали весь день, так и работают.
Комментарии 3