Интересно, что в самой что ни на есть русской достопримечательности – Царь-Пушке есть прямой английский след. Посмотрите на пушку. Что вы видите? Правильно - огромное орудие на декоративном лафете.
Так вот – орудие на самом деле старинное, отлито русским оружейником Андреем Чоховым. Это одно из многих его творений. И надо сказать не самое удачное, если говорить о его реальной боевой жизни, а не только о художественных достоинствах.
А вот лафет отлили намного позже. И он как раз связан напрямую с англичанином.
Дело в том, что отливкой лафета и декоративных чугунных ядер для Царь-пушки по эскизам художника Брюллова занимался завод, принадлежащий англо-шотландской семье Бердов. Заводом владел Френсис Берд, ставший в России Францем Карловичем. Его отец Чарльз Берд приехал в Россию из Англии, чтобы делать тут бизнес и успешно реализовал свои замыслы, создав одно из лучших литейно-механических предприятий в России. Его сын успешно продолжил дело отца, выполняя заказы вроде лафета для Царь-пушки, а заодно – элементы для Александровского столпа, пробные сфинксы для Египетского моста, памятник в честь победы на Куликовом поле (да мои читатели, и этот памятник великой победе русского оружия отлил англичанин по эскизу Брюллова). И на Исаакиевском соборе тоже есть его барельефы.
Женой Френсиса Берда была Доротея Берд, урожденная Холлидей. Интересно, что когда через 30 лет после создания лафета для Царь-пушки не стало, она на несколько лет возглавила дело, пока не освоился ее сын Джордж, строивший для Российского флота миноносцы и механизмы для боевых кораблей и императорских яхт.
И мне хотелось бы сказать, что на самом деле Берды ассимилировались и давно стали русскими промышленниками, как многие, кто приезжал в Россию. Но нет. Они никогда не теряли связи с Англией, а Джордж Берд в 1881 году продал весь свой российский бизнес и уехал в Лондон, закончив историю промышленников Бердов в России.
Кстати, вообще говоря, Царь-пушка на самом деле не совсем пушка. Это – бомбарда. И строго говоря, лафет ей не совсем нужен, так как такие огромные бомбарды стреляли с земляных насыпей, которыми задавался нужный угол возвышения и направление стрельбы. И долгое время Царь-пушка вполне себе обходилась без лафета. Но при Николае I решили оформить ее вот так. Так с тех пор и стоит в Московском Кремле как памятник русского оружейного и литьевого искусства. С упоминанием о скромном английском участии
Понравилась статья? Оставьте комментарий. Ведь чем больше статью прочтут и поделятся ею или поставят лайк, тем больше она станет доступна другим и тем более интересной станет наш портал. Мы заботимся о вас!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев