Быстрое конспектирование-один из важнейших навыков для тех,кто учится в школе или университете.Казалось бы,этому нужно уделить особое внимание для того,чтобы облегчить ученикам процесс сохранения информации на бумаге.Однако,быстрому конспектированию не учат совсем,ссылаясь на то,что это влияет на качество обучения.Много ли студентов после лекций могут разобрать то,что в спешке написали в процессе обучения?
Так вот:во имя избежания таких проблем мы разберем несколько техник конспектирования-они пригодятся тем,кто предпочитает сохранять всю информацию на бумаге,не доверяя гаджетам.
1)Корнельский метод конспектирования
Этот вид конспектирования еще называют Cornell note-taking system по имени университета,в котором работал создатель данной системы-Уолтер Пок.Он по праву считается одним из самых удобных методов среди распространенных в студенческой среде.Одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных,так и гуманитарных дисциплин.
Важнейшим из отличительных особенностей этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля:два поля разделены сплошной линией по вертикали,внизу страницы необходимо оставить неподеленное пространство шириной около 7 см.Основной частью для конспектирования является первая часть,куда записываются главные мысли,излагаемые лектором/учителем.Причем,при переносе вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам,которые должны ее пояснять.
Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображенного в правой части материала.Для этого необходимо записать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик-вопросов,которые проиллюстрируют основное содержание лекции,заключенное в тексте из правого поля.
В поле внизу листа нужно внести развернутое описание главной мысли всего занятия,отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями.Это позволит более живо воспроизвести в памяти информацию,полученную во время занятия.Кроме того,очень полезно будет каждый день уделять по 10-20 минут на повторение основных фактов и закономерностей,отображенных в конспектах занятий за последнее время:это позволит исключить их быстрое забывание,проанализировать и разрешить сомнения,возникающие на самом занятии.
2)Схематический план
Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования,как составление схематического плана.Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то,что в схематическом плане сначала записываются вопросы,на которые в ходе изучения нужно ответить.Таким образом,если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспектирования,то можно заметить то,что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля,а за ним-правого.
В таких конспектах,которые пишутся под диктовку,особенно важно владение техникой скоростного письма и умение "свертывать" материал на письме.
3)Опорный конспект
Данную систему разработал донецкий учитель математики и физики.В наше время на уроках гуманитарного цикла метод составления опорных конспектов получает все большее признание.Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто:отчасти-необычной,даже игровой формой подачи материала,отчасти-слабой запоминаемостью отдельных событий и дат.Таким образом,опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной,визуализированной форме причинно-следственные связи между различными событиями,высказываниями и деяниями исторических деятелей.
Основными опорами такого конспекта являются символически-словесные,логические связи.
4)Текстуальный конспект
Развернутый план-конспект отличают от текстуального конспекта-формы записи материала,когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие ее тезисы в частности не являются доминантой структуры,а являются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы.
Безусловно,составление таких конспектов-достаточно сложное дело,так как нужно иметь хорошие знания по дисциплине,по которой делается конспект,а также в смежных отраслях знаний.
5)Метод течения
Недавно коуч Скотт Янг изобрел очень оригинальный метод конспектирования,для которого нужно записывать не фразы читателя лекции,а выражать мнение слушателя.Вам нужно не пассивно выслушивать лекции,а вникать в сказанное,анализировать и формировать собственные идеи на основе полученной информации.В конспекте записываются основные тезисы,ваши размышления.Само собой,ваши записи будут кардирально отличаться от сказанного преподавателем,поэтому для сохранения самого текста лекции лучше воспользоваться диктофоном.
Каждый из методов вы можете подстраивать под себя,видоизменять блоки и придумать свое оформление конспектов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев