Старый Новый год в кино
Как ни странно, отечественным кинематографом Старый Новый год, который россияне будут отмечать сегодня, незаслуженно обойден. Незаслуженно, потому что этот праздник по-настоящему любили и в застойные советские времена.
Тогда новогодние празднества заканчивались, едва начавшись: сев за столы после короткого рабочего дня 31 декабря, второго января совграждане возвращались к станкам. И вот среди этих серых и скупых на развлечения будни, меньше чем через две недели снова сиял огнями и звенел бутылками праздник, да еще не официальный, не насаждаемый или разрешенный сверху, не казенный, а свой, домашний, - Старый Новый год.
А сняли про него всего одну картину - в затхлом, застойном 1980 году («Старый Новый год», режиссеры - Наум Ардашников и Олег Ефремов по одноименной пьесе Михаила Рощина, написанной на излете оттепели, в 1966 году). Причем фильм, несмотря на объявленный жанр сатирической комедии, не веселый, а, скорее, грустный. По мнению одних, философский, других - просто занудный.
Из сегодняшнего дня эта картина и вовсе кажется странной. Не только своими героями - нет сейчас ни рабочих, вроде Себейкина, ни таких представителей интеллигенции, как Полуорлов. Но главное, совершенно надуманными, на взгляд современного Homo Consumens (человека потребляющего), кажутся терзания героев.
Хотя на деле фильм, возможно, не очень праздничный, но вневременной. И ключик - в двух парных эпизодах, в которых сосед главных героев Адамыч (его блестяще играет Евгений Евстигнеев) в двух разных по социальному статусу, образованию, образу жизни компаниях пытается объяснить одно и то же:
У меня все есть... Что надо, то и есть.
Этих слов не поняли тогда. А теперь уж они и вовсе кажутся нелепыми. Если не фрондерскими.
Нет комментариев