«...Тяжело комментировать, сложно...»
Так впервые прокомментировала глава российского ЦБ Набиуллина свое отношение к тому, что издание Politico в конце ноября присвоило ей первое место в номинации «Разрушитель года» за вклад в устойчивость российской экономики в условиях санкций.
А вот нам комментировать несложно.
Прежде всего, это крайне лестный статус, повышающий устойчивость не российской экономики, а самой Набиуллиной в кремлевских кабинетах. Еще бы! Международно признанный успех в борьбе с санкциями... Спасибо Politico. Если он хотел сохранения «главного разрушителя санкций» во главе ЦБ, то он сделал все от него зависящее...
А за что, собственно такой статус? Что такого сделала Набиуллина, чтобы его получить? Как-то очень искусно провела денежно-кредитную политику? Ничуть не бывало.
Все было тупо, грубо и примитивно:

жесткие административные ограничения на вывод капитала,

резкое, паническое повышение ключевой ставки ЦБ

трусливое закрытие торгов на Московской Бирже на месяц.
Для этих действий не надо быть каким-то суперпрофессионалом — ведь они осуществлялись не в рамках рыночного регулирования, а полностью ломали его.
Кроме того, стабилизации российского финансового рынка способствовала ошибочная конфигурация санкций в отношении России на первом этапе (в чем заслуги Набиуллиной нет) — санкции сначала ударили по импорту, сократив спрос на валюту и только с осени 2022 начали все более жестко угнетать экспорт. Это позволило рублю укрепиться после резкого падения в конце февраля 2022. Но уже спустя полгода все повернулось наоборот, и с осени 2022 рубль начал безудержно слабеть и вышел в лидеры падения в мире. Вслед за рублем усилилась инфляция, которую Набиуллина не смогла удержать. И в чем тут успехи? Даже разрушив рынок, и имея суперполномочия финансвого регулятора, она не смогла удержать его от нежелательных тенденций.
Так что мы бы лишили Набиуллину лидерства в номинации «Разрушитель» и ввели новую номинацию: «Провал года». Вот тут глава российского ЦБ действительно достойна первого места. За разрушение рынков и неумение эффективно пользоваться рыночными методами регулирования, а также за отказ от любых попыток влияния на причины финансового кризиса (СВО).
Нет комментариев