"Ты не дай им опять закатать рукава"
(Начало)

Цитата 1:
«…Часто пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу салями, конфеты французские. Всё съели начальник зоны и начальник режима, я же нюхал обёртки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, вёдрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я — это страшно!»
Это отрывок из письма Сергея Параджанова

племяннику Георгию о жизни в тюрьме, куда режиссёра упекла советская власть.
9 января исполнилось 100 лет со дня его рождения.
Советский, армянский кинорежиссёр, сценарист и художник. Один из ярких представителей волны украинского поэтического кино и, в целом, поэтически-живописного направления "Советской новой волны" ("Оттепельного кино"). Автор фильмов на материалах украинской, молдавской, армянской, грузинской, азербайджанской литературы и фольклора. Гениальный и многими не понятый чудак, эпатирующий обывателей, власть, родных, друзей. Классик, внесший уникальный вклад в мировой кинематограф. Человек мира. Романтик и бунтарь...
... был арестован в Киеве в конце 1973-го и провел в СССР за решёткой 4 года из пяти.
Годик "скостили" (запретив проживать в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване, после чего он вернулся в родной Тбилиси). Сразу после ареста поднялась широкая общественная кампания за его освобождение - и в Союзе, и за рубежом.
В его поддержку писали: Андрей Тарковский, Лев Кулиджанов, Виктор Шкловский, Юрий Никулин, Сергей Герасимов, Лилия Брик, Михаил Вартанов, Софико Чаурели, Эльдар и Георгий Шенгелая, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Луис Буньюэль, Ален Рене, Луи Маль, Коста-Гаврас, Бернардо Бертолуччи, Карлос Саура, Роберт де Ниро, Берт Ланкастер, Джин Келли, Джон Апдайк, Ирвинг Стоун и др. Какие имена!
Впрочем, это не помешало Кремлю их игнорировать.
Лишь, когда по просьбе Лили Брик французский писатель Луи Арагон (был женат на её родной сестре, писательнице Эльзе Триоле) в 1977-м прибыл в СССР и лично попросил Брежнева освободить Параджанова, того отпустили.
КГБ взяло режиссёра на карандаш ещё в 50-е. А уже после 1964-го тот попал в опалу в УССР. Якобы, фильм
"Тени забытых предков" (о "цугульских Ромео и Джульетте"), столь популярный на Западе, использовался как манифест "украинского национализма".
Власть не простила художнику выступлений против волны арестов "шестидесятников"-представителей украинской национальной интеллигенции и притеснения местной культуры. Заступничества за диссидентов. Критику партийной номенклатуры и советского кинематографического руководства. Поддержку опального Тарковского. Осуждения цензуры. Эксцентричных выходок.
Но, главное, не простило творчества, которое не укладывалось в официальное прокрустово ложе соцреализма, диссонируя с ним настолько, что представляло угрозу.
"Я первый поднял меч, чтобы изгнать из кинематографа красных комиссаров, надушенных "Красной Москвой", - говорил режиссёр в частных беседах (судя по доносам), называя себя "жертвой фашистского советского режима"
Он и правда видел мир, людей, искусство, настоящее и прошлое совсем не так, как того требовали тогдашние "скрепоносцы".
Поэтому против Параджанова, которого подозревали в нетрадиционной сексуальной ориентации, сфабриковали громкое политическое дело с абсурдным обвинением в "мужеложстве с применением насилия" и "порнографии".
С "гомосексуальными" статьями в лагерной кастовой системе, особенно поначалу, он вынужден был пройти через избиения и издевательства. Заболел сахарным диабетом, подорвал здоровье. Пережил череду изнурительных переводов из лагеря в лагерь, которые устраивали, как только он начинал "обживаться". Он больше не увидел мать (умерла в 1975-м).
В 1982-м состряпали ещё одно дело - о даче взятки в 1978 году. Но решили не раздувать процесс и через 9 месяцев освободили, дав год условно.
Удивительно, но от пережитого режиссёр не сломался, а продолжал творить, искать... Даже на зоне, где начальство конфисковало карандаши и запретило рисовать.
Продолжение...
Продолжение...
Нет комментариев