По данным следствия, 12 августа в 11 часов 28 минут в первом отсеке подводного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда, которую приготовили к учебной стрельбе. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и судно пошло ко дну под углом 30 градусов. Лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в горизонтальном положении.
Спустя 35 секунд после остановки на грунте произошел второй взрыв. Он оказался более мощным и мгновенно погубил всех, кто находился во втором и третьем отсеках. Две массивные межотсечные переборки сорвались с места и прошлись по отсекам, как пресс.
Примерно через десять минут погибли и те, кто находился в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках.
«Тогда капитан-лейтенант Рашид Аряпов намертво задраивает переборку между шестым и соседним отсеками, пятым-бис», — цитирует «Лента.ру» сооснователя и руководителя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитана 1-го ранга Игоря Курдина.
Члены экипажа, которым удалось выжить, всего 24 человека, собрались в девятом кормовом отсеке. Там был оборудован специальный аварийно-спасательный шлюз для эвакуации. С собой они взяли гидрокомбинезоны, водолазное белье, все дыхательные аппараты, а также банки с пластинами для регенерации воздуха. Командование принял капитан-лейтенант Колесников.
Запасов кислорода, воды и пищи им должно было хватить на 8—10 суток. Но судмедэксперты, проводившие вскрытие тел, заключили, что моряки девятого отсека прожили не больше четырех с половиной часов, максимум восемь часов после взрывов.
«Мне такая версия не кажется убедительной, поскольку с ней не согласны другие авторитетные специалисты. Анализируя информацию, в том числе и о стуках из девятого отсека, следует считать, что подводники в нем оставались живыми как минимум до четырех утра 13 августа», — говорит Игорь Курдин.
По его мнению, подводники были живы 16,5 часа и могли продержаться еще дольше. Запасы пищи и воды были почти не израсходованы. Все указывало: случилось что-то еще. В частности, есть предположение, что при перезарядке установки для регенерации воздуха кто-то из подводников уронил несколько пластин В-64, поэтому произошел взрыв. Три человека погибли от него, остальные 20 задохнулись. Огонь выжег весь кислород в отсеке.
Сколько человек погибло
На борту находились 118 подводников, после потопления субмарины из них оставались в живых 24 человека. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников оставил записку с именами 23 матросов, которые находились в турбинном зале на корме лодки. Их тела были обнаружены водолазами 21 августа — спустя девять дней после аварии.
Взрывы унесли жизни большей части экипажа. Те, кто выжили, ждали помощи в кормовом отсеке. Они стучали, чтобы их услышали, но никто им не ответил. Подводники надеялись и на самих себя, намереваясь самостоятельно покинуть подлодку и всплыть на поверхность. Это предписывает инструкция по выходу из затонувшей подводной лодки. Ее обнаружили в руках у одного из погибших моряков.
«Из этого отсека, где они находились, действительно можно выйти на поверхность. Там находился спасательный люк. Но в Баренцевом море для свободного плавания очень низкая температура. Плюс к этому ветер и волны — тебя унесет, и никто больше никогда не найдет», — пояснил Игорь Курдин.
Он отметил, что самой главной проблемой был доступ к воздуху. Подводники использовали аварийную систему регенерации. Это простая установка, в которую нужно вставлять пластины В-64, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород. Однако, если кусок такой пластинки бросить в воду, то она вмиг вскипает. Пластины меняются примерно через восемь часов. В момент перезарядки пластин что-то случилось. Три тела офицеров, проводивших перезарядку, сильно обгорели. У остальных были закопченные верхние дыхательные пути. По мнению Кудрина, на пластины попала капля масла или воды либо на подволоке скопился конденсат, и установка вспыхнула.
Торпеда 65-76 «Кит»
По официальной версии катастрофы, изложенной в отчете генерального прокурора РФ Владимира Устинова, причиной гибели АПЛ «Курск» стал взрыв торпеды 65-76А. К этому привела утечка компонентов топлива уникального боеприпаса. После взрыва топлива на «Курске» загорелись и взорвались другие торпеды «Кит» в первом отсеке.
Глава отдела перспективного планирования концерна «Гидроприбор» Глеб Тихонов рассказал, что торпеда 65-76А калибра 650 миллиметров является самой мощной и не имеющей аналогов в мире. Снаряд подлодки был способен потопить авианосец.
Торпеда 65-76А «Кит» была создана в 1970-х годах, а ее последняя модификация поступила на вооружение ВМФ СССР в 1991 году. По словам Тихонова, ни один флот западных стран не использует торпеды калибром более 553 миллиметров.
В комплект «Кита» входят три торпеды и один прибор гидроакустического противодействия. Кроме того, торпеда «Кит» уникальна по своим характеристикам скорости, дальности хода и запасу взрывчатых веществ. У ближайшего аналога «Кита» — американской торпеды Mark-48 — дальность хода в два раза меньше, отметил эксперт.
«Торпеда была изготовлена на заводе в Алма-Ате. Сделали серию — десять единиц. Через какое-то время выяснилось, что торпеды текут по сварным швам. Командованию разослали документ, в котором говорилось: отозвать боевые торпеды, отправить их обратно на завод, слить топливо, произвести рентгеноскопию, переварить швы, заправить и вернуть. Слово ключевое здесь — «боевые». Поэтому девять из них отправили, а одну — она считалась «учебной» — оставили», — рассказал «Комсомольской правде» Игорь Курдин.
Проблемы начались, когда торпеду загрузили в торпедный аппарат. Перед самой стрельбой в ней повысилось давление. Позднее генеральный прокурор РФ уточнил время: торпеда взорвалась в 11 часов 28 минут 26 секунд в торпедном аппарате № 4.
В феврале 2002 года экс-министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов заявил, что решением командования ВМФ России торпеды семейства 65-76 сняты с вооружения. Командующий военно-морского флота РФ Владимир Куроедов заявил, что торпеды «Кит» не оправдали возложенного на них доверия ВМФ. На вооружение их возвращать не будут.
Президент России Владимир Путин в марте 2018 года подчеркнул, что причиной катастрофы атомной субмарины «Курск» стало «общее плачевное состояние вооруженных сил». Глава государства отметил, что поначалу даже не были понятны масштабы той страшной катастрофы.
Как спасали подлодку «Курск»
Спасательная операция длилась с 12 до 20 августа. Когда люк подлодки вскрыли, все члены экипажа были уже мертвы. До сих пор есть версии о том, что выживших можно было спасти, если бы Россия запросила помощи у англичан. Тогда моряков якобы сразу могли подняли на поверхность.
Однако оставшийся экипаж прожил только восемь часов. Россия несколько дней пыталась проводить спасательные операции собственными силами, но безрезультатно. 16 августа РФ все же решила допустить к спасательной операции иностранцев. На подготовку ушло еще несколько дней и только 20 августа английские и норвежские водолазы смогли прибыть к месту трагедии. К тому моменту спасать было уже некого...
Все 118 членов экипажа подлодки удостоены посмертно орденов Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.
Комментарии 2
чинам- подводникам!!!