Как это учитывают строителиСовременные инженеры обязательно закладывают тепловое расширение в проекты.
Мосты строят с компенсационными швами — зигзагообразными щелями в покрытии. Без них летом мост мог бы «выгнуться горбом» от расширения металла.
Железнодорожные рельсы раньше укладывали с зазорами между стыками — поезда так и стучали: «та-там, та-там». Сейчас рельсы сваривают в длинные плети, но компенсаторы всё равно оставляют через каждые несколько километров.
В небоскрёбах предусматривают, что здание может «гулять» на несколько сантиметров в зависимости от погоды. Поэтому лифтовые шахты делают с запасом, а коммуникации прокладывают с изгибами.Интересные фактыНо вернемся во Францию. Башню перекрашивают каждые 7 лет, тратя около 60 тонн краски. Красят не одним цветом — снизу темнее, сверху светлее, чтобы на фоне неба башня выглядела равномерно.
На втором этаже есть стеклянный пол на высоте 57 метров. Говорят, даже у тех, кто не боится высоты, коленки начинают дрожать.
Ежегодно башню посещают больше 7 миллионов человек — это самая посещаемая достопримечательность Франции. А ещё на башне работает метеостанция, которая ведёт наблюдения уже больше века.
Получается, Эйфелева башня — это гигантский термометр в центре Парижа. По её наклону можно определить, с какой стороны сегодня припекает солнце.
В следующий раз, когда увидите заевшую дверь летом или заметите компенсационный шов на мосту, вспомните об Эйфелевой башне. Одна и та же физика работает везде — от квартирных замков до символов мировой архитектуры.
Пишите в комментариях, были ли вы во Франции и рассказывали ли учителя физики вашим детям этот факт про Эйфелеву башню? #наукадлявсех
Комментарии 23
Ну, блин и физика ! Во даёт
А такое происходит только с металлом или есть и другие материалы, подвластные температурному режиму, например, тело человека. Ну, про растения мы все знаем, а вот про фауну ...