Учителей мало, а работы всё больше
В Татарстане остро не хватает учителей русского, математики, физики и химии. В Казани, Набережных Челнах и ещё нескольких районах ситуация особенно тяжёлая — специалистов буквально ловят, чтобы закрыть расписание. Многие работают на полторы ставки, а то и больше. Половина учителей русского и математики давно живёт на пределе сил, а некоторые тянут две с лишним ставки.
Решения ищут разные. Профильные классы, проекты вроде «Физмат прорыв» — всё, чтобы растить будущих педагогов со школьной скамьи. Но министр честно признаёт: даже если вырастим этих ребят, часть из них всё равно уйдёт в другие сферы, где платят больше и не требуют тонны отчётов.
Подготовка кадров идёт и через вузы, и через колледжи. В педагогических направлениях учатся более 17 тысяч студентов, но далеко не каждый из них мечтает провести всю жизнь в школе. Часть совмещает учёбу с работой, чтобы быстрее понять, нравится ли им это. И многие после пробных месяцев уходят.
Самое опасное — не зарплаты, а мы, родители
Но самая громкая фраза министра — вовсе не про деньги. «С детьми работать проще, чем с их родителями», — сказал он. И тут же добавил: «Когда родители на кухне при ребёнке обсуждают и осуждают учителей, это убивает авторитет школы. Без него не помогут никакие зарплаты и реформы».
И это больная правда. Даже самый талантливый учитель не сможет достучаться до ребёнка, если дома ему твердят: «Учитель плохой, школа ни о чём». Так растёт поколение, которое не уважает педагога. А без уважения любая педагогическая система трещит по швам.
Хадиуллин просит родителей перестать строить отношения с учителями по принципу «вы нам должны». Мы все должны детям: и учителя, и родители, и администрация. И пока мы подрываем доверие к педагогам, никакие надбавки и проекты не вернут в школы людей, которые хотят и умеют учить.
Почему уходят молодые
Министр не скрывает: 23% молодых педагогов бросают работу уже в первый год. Школа — это не просто «рассказать предмет». Нужно уметь работать с каждой семьёй, понимать психологию детей, вести бумажную работу, планировать уроки, проверять тетради. Это огромная нагрузка, которую без призвания не выдержать.
Комментарии 278
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я не берусь давать "рецепты" воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но коекакими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, он невоспитанн...ЕщёО воспитанности.
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я не берусь давать "рецепты" воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но коекакими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда ктото дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбий, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим годами и по положению. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя "громко", экономит время других ("Точность вежливость королей" говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не "задирает нос" и всегда один и тот же дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях.
Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, не нужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры создан...ЕщёНо умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтомуто природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины...
Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, не нужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, "рецептов" поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол опятьтаки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кемто рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим чтото рассказать.
Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она "социальна". И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Д.С. Лихачёв.
Мне доводилось разговаривать...ЕщёНе нужно говорить о том, что вы не понимаете для чего подарки родители носят ученикам... Тут и дубу ясно, для чего... И я верю этому, потому что, когда внучка училась в школе--я сама неоднократно видела, как мамашки приносили подарочки учителю.. Впоследствии, учитель давала им задание контрольной или самостоятельной работы(дома решить), а потом сдать, вроде как в школе сделано... И , естественно, эти ученики были в фаворе у учителей... В любимчиках и отличниках ходили... Одна вообще в 9 классе уехала в Китай модельным бизнесом заниматься, в школе не появлялась пол года, потом нашим же детям и хвасталась, что родители кучу бабла отвалили учителям, чтобы пропуски не ставили и хорошие оценки выставляли.. Вот учителя , привыкли к подарочкам и взяткам, вытаскивают подобных деточек за уши, делая им хорошие аттестаты, а тех, чьи родители не носит подарочки и взяток не дает--попросту гнобят... Мы сами разбаловали учителей своими подачками, теперь вот возмущаемся...
Мне доводилось разговаривать с одним молодым специалистом, он говорит в открытую:"Педагогика--это бизнес.. А почему я не должен брать деньги за услуги? Я же платил за обучение в ВУЗе, теперь пусть мне платят за то, что я учу.. А не хотят платить--пусть с 2 на 3 перебивается..". Вот и весь сказ...
Ну, коль зашкаливает--лечиться нужно!