Скрип двери заставил её вздрогнуть.
– А, Ольга Сергеевна! Как хорошо, что вы ещё здесь, – раздался голос директора, Виктора Петровича. – Завтра родительское собрание в шестых классах...
Она замерла, уже зная, что последует дальше. Сколько раз это повторялось?– ...Надо бы подготовить актовый зал. Расставить стулья, протереть пыль. Вы же не откажете? – он улыбнулся той самой улыбкой, от которой у Ольги внутри всё сжималось.
– Виктор Петрович, но у меня завтра открытый урок, мне нужно... – начала она, чувствуя, как предательски дрожит голос.
– Да бросьте вы, Ольга Сергеевна! – перебил он с той же улыбкой. – Вы же женщина, вам не привыкать. К тому же, кто, если не вы? Остальные уже разошлись.
Её пальцы непроизвольно смяли край плаката. В горле встал ком – смесь обиды и злости. Сколько ещё она будет молчать? Сколько терпеть этот снисходительный тон?
– Вот и славно, – не дождавшись ответа, кивнул директор. – И не забудьте цветы полить в коридоре. А то завянут к собранию...
Дверь закрылась, а Ольга всё стояла, глядя в окно на темнеющий школьный двор. В стекле отражалось её лицо – усталое, с плотно сжатыми губами. Где-то в глубине души что-то надломилось, как тот карандаш, который она сломала сегодня, расставляя оценки в журнале.
Она медленно опустила руки с помятым плакатом и впервые за долгое время почувствовала, как внутри поднимается волна – не просто усталости или раздражения, а настоящего, глубокого протеста. В висках стучало: "Я учительница. УЧИТЕЛЬНИЦА! Не уборщица, не цветовод, не завхоз!"
Её взгляд упал на стопку тетрадей, ждущих проверки, на недоклеенный плакат, на разбросанные методички к завтрашнему уроку. Руки сами сжались в кулаки.
– Нет, – прошептала она в пустоту класса. – Больше – нет.
За окном окончательно стемнело, и в этой темноте её отражение казалось другим – решительным, почти незнакомым. Ольга Сергеевна ещё не знала, что эти минуты станут поворотными в её жизни, но она уже чувствовала: что-то изменилось. Безвозвратно.
Разговор с подругойУчительская встретила Ольгу привычным запахом кофе и стопками контрольных работ. Марина, учительница математики, сидела за своим столом, обложившись тетрадями, как баррикадой. Её рыжие волосы выбились из наспех собранного пучка, а в руке дымилась уже третья чашка растворимого кофе.
– Представляешь, – Ольга с грохотом опустила сумку на стул, – теперь я ещё и актовый зал должна к собранию готовить! И цветы! Цветы, Марин!
Её голос сорвался на высокой ноте. Марина подняла глаза от тетрадей, в которых красной пастой исправляла бесконечные "синусы" и "косинусы".
– А что такого? – пожала она плечами. – Ты же знаешь Петровича. У него все женщины-учителя – универсальные солдаты. Вон, Нина Павловна вообще окна на третьем этаже моет...
– Да как ты не понимаешь?! – Ольга в отчаянии взмахнула руками. – Сколько можно? У меня завтра открытый урок! Мне к нему готовиться надо, а не пыль вытирать! Я, между прочим, кандидатскую защитила, чтобы...– ...чтобы протирать стулья в актовом зале? – невесело усмехнулась Марина. – Оль, ты же не первый день в школе. Это никогда не изменится. Смирись.
Ольга замерла на полуслове. В груди что-то сжалось от этого "смирись". Она посмотрела на подругу – усталую, с ранними морщинками вокруг глаз, механически проверяющую тетради. Сколько лет они вот так сидят в этой учительской? Пять? Семь?
– А помнишь, – тихо начала Ольга, присаживаясь на краешек стола, – как мы с тобой на первом году работы мечтали изменить систему образования? Как горели идеями, планами...
– Господи, это было сто лет назад! – Марина махнула рукой. – Мы были молодые, наивные...– А сейчас что? Старые и циничные? – В голосе Ольги появились незнакомые, металлические нотки. – Нет, я не согласна! Я не для того пять лет в университете училась...
– Тише ты! – Марина испуганно оглянулась на дверь. – Услышит кто-нибудь...
– Пусть слышат! – Ольга почувствовала, как к горлу подкатывает ком. – Знаешь, что самое страшное? Не то, что нас заставляют делать эту работу. А то, что мы сами себя убедили, что так и должно быть!
Она резко встала, отчего стопка тетрадей на столе покачнулась.
– Оля, успокойся, – Марина попыталась взять её за руку. – Ты же знаешь Петровича. Он тебе жизнь испортит. Найдёт к чему придраться – и пиши пропало. Вон, Светлану Михайловну помнишь? Которая пыталась что-то доказывать?
Ольга замерла. Конечно, она помнила. Светлана Михайловна – блестящий историк, которая осмелилась спорить с директором о методах преподавания. Через месяц она уволилась "по собственному желанию".
– Думаешь, я боюсь? – тихо спросила Ольга, глядя в окно, где на школьном дворе играли первоклассники. – Нет, Марин. Я боюсь другого. Боюсь однажды стать такой же... смирившейся.
В учительской повисла тишина, нарушаемая только шелестом страниц и далёким детским смехом со двора. Марина молчала, невидящим взглядом уставившись в тетрадь перед собой. А Ольга всё стояла у окна, чувствуя, как внутри растёт что-то новое, незнакомое – то ли страх, то ли решимость.
– Знаешь что? – наконец произнесла она. – Я пойду к нему. Прямо сейчас.
– Оля, не надо! – Марина вскочила, но Ольга уже направлялась к двери.– Надо, Марин. Именно сейчас – надо.
Уже в дверях она обернулась. Марина стояла, прижимая к груди тетрадь, как щит, и в её глазах читался испуг. Но было там и что-то ещё – может быть, зависть? Или восхищение?
– Я больше не буду молчать, – твёрдо сказала Ольга. – Хватит.
Решающий моментПуть до кабинета директора показался бесконечным. Каждый шаг по гулкому коридору отдавался в висках, каждый поворот давал возможность передумать, развернуться, вернуться к привычной жизни. Но Ольга шла вперёд, чувствуя, как внутри растёт странная, почти пьянящая решимость.
У дверей с табличкой "Директор" она на секунду замерла. В памяти пронеслись все те разы, когда она стояла здесь раньше – робкая, готовая согласиться на любые требования. Сколько раз она переступала этот порог с опущенной головой? Сколько раз выходила отсюда с чувством собственного бессилия?
"Не сегодня", – подумала Ольга и решительно постучала.
– Войдите! – раздался знакомый начальственный баритон.
Виктор Петрович сидел за своим массивным столом, будто трон занимал. Его холёные руки перебирали какие-то бумаги, а на лице застыло привычное выражение снисходительного превосходства.
– А, Ольга Сергеевна! – он даже не поднял глаз от документов. – Насчёт актового зала пришли? Я как раз хотел сказать – там ещё шторы надо бы...– Нет, – её голос прозвучал неожиданно твёрдо. – Я не буду готовить актовый зал.
Теперь он всё-таки поднял взгляд – удивлённый, почти озадаченный.– Что значит "не буду"? – в его тоне появились стальные нотки. – Вы что-то путаете, Ольга Сергеевна. Это не просьба, это...
– Я учительница русского языка и литературы, – перебила она, чувствуя, как колотится сердце. – У меня завтра открытый урок. И знаете что? Я буду готовиться к нему. Буду делать то, ради чего пришла в эту школу – учить детей.
Виктор Петрович медленно откинулся в кресле. Его брови поползли вверх, а на лице появилась та самая улыбка – снисходительная, чуть насмешливая.
– Ольга Сергеевна, голубушка, – он покачал головой, как будто разговаривал с капризным ребёнком. – Вот и поучите... как жить в коллективе. Как быть частью команды. Как...
– Нет, – она снова перебила его, и сама удивилась твёрдости своего голоса. – Я больше не буду молчать. Я не уборщица. Не завхоз. Не цветовод. Я – учитель. И я требую уважения к своей профессии.
– Требуете? – его улыбка стала ледяной. – Вы, кажется, забываетесь. В нашей школе...
– В нашей школе учителя должны учить, – она сделала шаг к столу. – А технический персонал – заниматься хозяйственными вопросами. Это не прихоть, Виктор Петрович. Это закон.
Он медленно поднялся из-за стола. Его лицо начало наливаться краской.
– Вы что же, мне законы цитировать вздумали? Мне?! – его голос повысился. – Да вы...
– Я вам больше не уборщица! – отчеканила Ольга и развернулась к двери.
– А ну стойте! – рявкнул он ей вслед. – Мы не закончили! Если вы сейчас выйдете...Договорить она ему не дала. Дверь закрылась за её спиной с тихим щелчком, но этот звук показался ей громче любого хлопка. В коридоре было пусто и тихо. Только сердце колотилось где-то в горле, а руки предательски дрожали.
Она прислонилась к стене, чувствуя, как подкашиваются колени. Что она наделала? Куда её занесло? Через несколько минут начнётся травля, придирки, бесконечные проверки...
Но где-то глубоко внутри, за всеми этими страхами, билась другая мысль: "Я сделала это. Я наконец-то сделала это!"
И впервые за долгое время Ольга почувствовала себя... свободной.
Эхо протестаНа следующее утро школа встретила Ольгу непривычной тишиной. Нет, дети всё так же шумели на переменах, звенел звонок, скрипели мелом доски в кабинетах. Но стоило ей появиться в коридоре, как разговоры стихали, а взгляды коллег становились изучающими, словно она превратилась в какой-то редкий экспонат.
– Слышали? – доносилось шёпотом из-за спины. – Она директору...
– С ума сошла! – отвечал кто-то. – У неё же дочь в старших классах...
– Давно пора было! – это уже Нина Павловна, учительница химии, но так тихо, что только губы шевелятся.
Войдя в учительскую за журналом, Ольга физически ощутила, как воздух сгустился. Завуч Алла Степановна демонстративно отвернулась к окну, а молоденькая практикантка по физкультуре испуганно выскочила в коридор.
– Оля... – Марина попыталась поймать её взгляд, но Ольга сделала вид, что не заметила.
Она взяла журнал и направилась к выходу, когда в учительскую вошёл Виктор Петрович. Впервые за пятнадцать лет работы она увидела, как директор растерялся. На долю секунды его лицо исказилось, будто он проглотил что-то кислое, но он тут же взял себя в руки.
– Коллеги, – его голос звучал подчёркнуто официально, – напоминаю, что сегодня в первом кабинете комиссия из департамента. Проверка документации. Ольга Сергеевна, – он особенно выделил её имя, – вас это касается в первую очередь.
"Началось", – подумала она, сжимая журнал так, что побелели костяшки пальцев.
На уроке в седьмом "Б" она чувствовала себя как под микроскопом. Дети, обычно шумные и непоседливые, притихли, поглядывая на неё с каким-то новым интересом. Особенно Маша Крылова – дочь школьной секретарши, главного поставщика новостей.
– Ольга Сергеевна, – подняла руку Маша посреди объяснения "Песни про купца Калашникова", – а правда, что вы...
– Тихо! – с задней парты зашипел Димка Соловьёв. – Не лезь!
И этот момент детской поддержки почему-то тронул её больше, чем все утренние перешёптывания коллег.
После третьего урока в её кабинет без стука вошла Алла Степановна.
– Ваши планы, Ольга Сергеевна, – она положила на стол внушительную стопку бумаг. – Все до единого. За весь год. И характеристики на учеников. К завтрашнему утру.
– Но мы же сдавали их в начале четверти...
– Пересдадите, – отрезала завуч. – И советую проверить каждую запятую. Вы же у нас теперь... принципиальная.
К концу дня стало ясно: это была только разведка. На столе появлялись всё новые папки с требованиями срочных отчётов. Виктор Петрович трижды проходил мимо её кабинета во время уроков, демонстративно заглядывая в окошко двери.
– Может, извинишься? – шепнула ей Марина на перемене. – Скажешь, что погорячилась...
Ольга покачала головой. Она смотрела в окно, где на спортплощадке её любимый 9 "А" играл в волейбол. Мячик взлетал вверх, падал, снова взлетал – как её собственная жизнь сейчас.
– Знаешь, – тихо сказала она, – я вчера первый раз за много лет заснула без снотворного.
– Но они же тебя съедят! – в голосе подруги звучал неприкрытый страх.
– Посмотрим, – Ольга улыбнулась, сама удивляясь своему спокойствию.
Вечером, собирая сумку, она услышала за спиной шаги. В дверях стояла Светлана Игоревна, учительница истории – та самая, что всегда держалась особняком.
– Я просто хотела сказать... – она замялась. – В профсоюзе есть хороший юрист. Если что.
И быстро ушла, не дожидаясь ответа.
Ольга медленно опустилась на стул. За окном темнело, где-то вдалеке сигналили машины. Она достала телефон – три пропущенных от мужа, сообщение от дочери: "Мам, ты как? Я с тобой!"
И вдруг она рассмеялась – легко, свободно, как не смеялась уже давно. Да, будет трудно. Возможно, очень трудно. Но она больше не одна.
Поддержка родителейРодительское собрание в 8 "А" Ольга всегда любила. Активные, неравнодушные родители, готовые участвовать в жизни класса. Но сегодня, глядя на заполняющийся кабинет, она чувствовала себя особенно уязвимой. Новости в школе разносятся быстро, а уж среди родителей – вдвое быстрее.
– Итак, – она постаралась, чтобы голос звучал ровно, – давайте обсудим подготовку к годовым контрольным...
Краем глаза она заметила, как мама Лены Соколовой, Елена Викторовна, перешёптывается с сидящей рядом Анной Михайловной. Обе смотрели на неё как-то по-особенному – то ли с сочувствием, то ли с интересом.
– У кого есть вопросы по текущей успеваемости? – Ольга перевернула страницу журнала, стараясь не обращать внимания на перешёптывания.– У меня есть вопрос, – раздался голос с задних рядов. Это была Марина Дмитриевна, мама Кости Верещагина, известная своей прямотой. – Только не по успеваемости.
По классу прокатился шепоток. Ольга почувствовала, как спина покрывается холодным потом.
– Это правда, что вас заставляют делать работу уборщицы? – Марина Дмитриевна встала, обводя взглядом притихший класс. – Мой Костя рассказал, что видел вас вчера вечером... с ведром и тряпкой.
Тишина стала звенящей. Ольга машинально сжала пальцами край стола.
– Я... – она запнулась, не зная, как ответить.
– И это при том, что вы ведёте дополнительные занятия по литературе? – подала голос Елена Викторовна. – Мы же видим, как вы с детьми занимаетесь. Лена теперь каждый вечер читает, представляете?
– А моему Пете вы помогли с сочинением так, что его на конкурс взяли! – это уже мама Пети Воронцова.
– Девочки, – Марина Дмитриевна обернулась к остальным родителям, – вы понимаете, что происходит? Вместо того чтобы готовиться к урокам, проверять тетради, заниматься с нашими детьми, учитель моет полы!
– Может, нам в управление образования написать? – предложил кто-то из родителей.
– Погодите, – Ольга попыталась взять ситуацию под контроль, – давайте вернёмся к вопросам успеваемости...
– Ольга Сергеевна, – Елена Викторовна встала и подошла к учительскому столу. – Мы знаем, что вы одна тянете весь класс. И мы видим, как вам тяжело. Хотите, мы напишем коллективную жалобу?
– Не надо... – начала Ольга, но её перебил гул голосов:
– Надо!
– Давно пора!
– Мы вас поддержим!
После собрания Ольга ещё долго сидела за столом, глядя на лежащий перед ней список с номерами телефонов и электронными адресами родителей. Елена Викторовна сама записала всё это, сказав напоследок:
– Мы же понимаем, что одной против системы трудно. Но вместе – другое дело.В коридоре послышались шаги – кто-то из технического персонала делал вечерний обход. Раньше в это время она бы уже хваталась за швабру, но сегодня...
Сегодня она достала из сумки тетради. "Сочинение по повести «Капитанская дочка»", – гласила надпись на первой странице. Ольга улыбнулась, вспомнив горящие глаза учеников на последнем уроке. Ради этих глаз стоило бороться. А теперь, когда она не одна...
Телефон тихо звякнул. Сообщение от Елены Викторовны: "Текст заявления готов. Посмотрите?".Где-то в глубине души робкая надежда превращалась в уверенность. Она справится. Они справятся.
Продолжение истории https://ok.me/rzbK1
Комментарии 109
Начиная с детского подражания директору школы (манеры, галстук, выражение мыслей, белый кабриолет
PS: Директор моей школы Людмила Максимовна была для меня эталоном женской мудрости. красоты и силы
Мне интересны другие результаты учебного процесса. Вышедший из вуза специалист должен быть порядочен, надёжен, способен к самообразованию, иметь критическое мышление, хорошую теоретическую подготовку, необходимые компетенции.
А рейтинги вуза, ректора или молодого специалиста меня вообще не интересуют. Всегда избегал брать на работу "отличников" с кучей дополнительных бумажек. На деле они слабы и ненадежны.
...особенно, когда они в чужих руках...