«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В старой форменной фуражке?
Это – он, это – он,
Ленинградский почтальон!”
– Кто не знает этих стихов! Но сегодня у нас в гостях совсем не почтальон, а любимый детский писатель Самуил Яковлевич Маршак! Это его умные и добрые книжки встречают нас в раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом, уже став родителями, сделать мир своих детей ярким и увлекательным. Стихи и сказки Маршака хорошо запоминаются, потому что они просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором.
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж в семье мастера-мыловара. Семья была многодетной, а родители часто были заняты на работе. Вот и приходилось маленькому Самуилу занимать братьев и сестер сказками и стихами собственного сочинения. А потом были долгие годы учебы в гимназиях в Острогожске, Петербурге, Ялте и даже за границей – в Англии в университете. Тогда и начал Маршак писать свои первые книжки для детей. А помогал издавать их начинающему литератору знаменитый писатель Максим Горький.
С. Маршак тогда жил в Краснодаре и работал в местной газете, а еще он заведовал в отделе народного образования секцией детских домов и колоний. Это было неспокойное время-1920 год, время Гражданской войны. В стране царила разруха, был голод и беспризорность. На вокзалах ночевали оборванные, голодные сироты, а по базарам шныряли маленькие воришки.
Для таких обездоленных детей по всей стране организуются детские дома, колонии и приюты. Чтобы дети учились и получали нужные профессии, их надо заинтересовать чтением, спортом, работой в мастерской, постановкой пьес. Ох, как пригодились тогда книги Маршака! Маршак написал более 200 произведений для детей: стихи, песенки, шутки, загадки, сказки, пьесы.
Задорные стихи про мяч:
Мой веселый,
Звонкий мяч,
Ты куда помчался… (вскачь)?
Вы хорошо знаете человека, рассеянного с улицы Бассейной. Вы думаете, нет такой улицы? Есть! В городе Петербурге, где Маршак начал писать для детей. Сейчас там находится детская библиотека его имени.
А вы помните, как одна дама сдавала в багаж маленькую собачку? Что ещё она сдавала в багаж?
А сейчас послушаем с вами стихотворение про другую собачку.
На свете старушка спокойно жила,
Сухарики ела и кофе пила.
И был у старушки
Породистый пес:
Косматые уши
И стриженый нос.
Старушка сказала:
«Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед».
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит.
Стихи Самуила Яковлевича складные, музыкальные, потому что читаются и легко запоминаются.
«Разноцветная книга». Зеленая – летний луг с цветами и бабочками, желтая – песчаная степь с верблюдами, синяя – море с плывущими кораблями, белая – зимняя со следами птиц на белой поляне и лисицей, оставляющей след от пушистого хвоста, красная – праздничная, черная – звездная ночь с огоньками. На страницах – задушевные, ласковые стихи о родной природе. Послушаем одно из них.
Эта страница – зеленого цвета.
Значит, на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег.
29 Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот темно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Очень много сделал Маршак для детской литературы.
«Детский писатель», - говорил Маршак, - должен быть умным человеком, как все взрослые, и очень наивным, как ребенок». В своих стихотворениях Самуил Яковлевич часто обращался к веселой, шутливой тематике. Иногда кого-то высмеивал, но не зло, а с юмором.
Помните стихотворение про «Мастера-ломастера»? Что он хотел построить? А что получилось? Маршак добродушно смеется над мальчиком-неумехой, ведь у него еще все впереди. Научится!
Я учиться не хочу,
Сам любого научу.
Я – известный мастер
По столярной части!
У меня охоты нет
До поделки мелкой.
Вот я сделаю буфет –
Это не безделка!
Смастерю я вам буфет –
Простоит он сотню лет.
Вытешу из елки
Новенькие полки.
Наверху у вас сервиз –
Чайная посуда.
А под ней просторный низ
Для большого блюда.
Полки средних этажей
Будут для бутылок.
Будет ящик для ножей,
Пилок, ложек, вилок.
У меня, как в мастерской.
Все, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы и пила,
И топор, и два сверла,
Молоток,
Рубанок,
Долото,
Фуганок.
Есть и доски у меня.
И даю вам слово,
Что до завтрашнего дня
Будет все готово.
Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела,
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала.
Будто в крепкие тиски
На ходу попала.
Я гоню ее вперед,
А злодейка не идет.
Я тяну ее назад –
Зубья в дереве трещат…
Не дается мне буфет.
Сколочу я табурет.
Не хромой, не шаткий,
Чистенький и гладкий.
Во и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер.
Раз, два – по полену.
Три, четыре – по колену.
По полену, по колену,
А потом врубился в стену…
Топорище – пополам,
А на лбу остался шрам.
Обойдусь без табурета,
Лучше рама для портрета.
Как ударил молотком –
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать я стал другой,
Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил –
Шляпку набок своротил…
Унывать я не люблю,
Из своих дощечек
Я лучинок наколю
На зиму для печек.
Щепочки колючие, тонкие, горючие
Затрещат, как на пожаре,
В нашем старом самоваре.
То-то весело горят!
А ребята говорят:
- Иди, столяр, разводи самовар,
Ты у нас не мастер,
Ты у нас – ломастер!
Много хороших, добрых и умных стихов написал Маршак о школе. О первоклассниках: «Веселая азбука», «Разговор с первоклассником», «Первый день календаря»; о школьных друзьях: «Друзья-товарищи»; о школьных уроках, делах, переменках: «Праздник лета», «Приметы», «Знаки препинания», «Урок родного языка», «Угомон».
Не все дети одинаковы: одни прилежны и внимательны, другие любят пошалить, бывают нерадивые ученики и растяпы, бывают и лодыри, правда? И о них писал Маршак («Кот и лодыри»), веря, что они обязательно исправятся.
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте,
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что -то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Маршак очень хотел, чтобы все дети были воспитанными и вежливыми.
Ежели вы вежливы
И к совести глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Какие сказки Маршака вы знаете? («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др.
А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете отгадывать загадки. Их для вас тоже придумал Маршак. Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были не только грамотными, но и сообразительными, внимательным, наблюдательными. А развивал он эти качества у детей с помощью загадок.
Под Новый год
Пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял свой вес
И под конец совсем исчез. (Календарь.)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью. (Тапки.)
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч.)
В Полотняной стране,
По реке
Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь.)
Держусь я только на ходу,
А если встану – упаду. (Обруч.)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила.)
Викторина.
Я начну, а вы продолжайте.
Стал девочка котенка укладывать спать:
Вот тебе под спинку –
(Мягкую перинку,)
Сверху на перинку –
(Чистую простынку.)
Вот тебе под ушки
(Белые подушки,)
Одеяло на пуху
(И платочек наверху.)
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил (коньки, салазки),
Елку из лесу (принес).
Елка плакала сначала
От (домашнего тепла),
Утром плакать (перестала),
Задышала, (ожила).
Ищут (пожарные),
Ищет (милиция),
Ищут (фотографы)
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти…
(Парня какого-то
Лет двадцати.)
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку,
Леночка, не тронь.
(Жжется,
Леночка, огонь!»)
«Я зверек,
И ты зверек,
Я – мышонок,
Ты – (хорек).
Ты хитер,
А я умен,
(Кто умен,
Тот вышел вон!)
Подскажите ответы на мои вопросы.
Кто такая Вакса – Клякса?
Что сдавала дама в багаж?
Что надел человек рассеянный вместо шляпы?
Каких нянек приглашала мама – мышка к глупому мышонку?
Кого перехитрил умный мышонок?
Какому писателю было адресовано письмо, облетевшее за ним весь свет?
Сколько лет было коту, встретившемуся с лодырями?
В какой сказке девочка зимой ходила в лес за цветами?
Дорогие ребята, сегодня вы многое узнали о детском писателе Самуиле Яковлевиче Маршаке. Вы поняли, что он не только детский писатель, как принято считать, но еще и глубокий, одаренный поэт, которому по плечу самые разнообразные темы, стили и направления. Мы, конечно же, сегодня коснулись только некоторых сторон таланта этого замечательного человека. И я призываю вас, читайте как можно больше!
Библиотекарь сельской библиотеки пос. Светлый путь Ленина Кузьмина О.А.
Нет комментариев