«Кто стучится в дверь ко мне
 С толстой сумкой на ремне,
 С цифрой пять на медной бляшке,
 В старой форменной фуражке?
 Это – он, это – он,
Ленинградский почтальон!”
– Кто не знает этих стихов! Но сегодня у нас в гостях совсем не почтальон, а любимый детский писатель Самуил Яковлевич Маршак! Это его умные и добрые книжки встречают нас в раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом, уже став родителями, сделать мир своих детей ярким и увлекательным. Стихи и сказки Маршака хорошо запоминаются, потому что они просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором.
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж в семье мастера-мыловара. Семья была многодетной, а родители часто были заняты на работе. Вот и приходилось маленькому Самуилу занимать братьев и сестер сказками и стихами собственного сочинения. А потом были долгие годы учебы в гимназиях в Острогожске, Петербурге, Ялте и даже за границей – в Англии в университете. Тогда и начал Маршак писать свои первые книжки для детей. А помогал издавать их начинающему литератору знаменитый писатель Максим Горький.
С. Маршак тогда жил в Краснодаре и работал в местной газете, а еще он заведовал в отделе народного образования секцией детских домов и колоний. Это было неспокойное время-1920 год, время Гражданской войны. В стране царила разруха, был голод и беспризорность. На вокзалах ночевали оборванные, голодные сироты, а по базарам шныряли маленькие воришки.
Для таких обездоленных детей по всей стране организуются детские дома, колонии и приюты. Чтобы дети учились и получали нужные профессии, их надо заинтересовать чтением, спортом, работой в мастерской, постановкой пьес. Ох, как пригодились тогда книги Маршака! Маршак написал более 200 произведений для детей: стихи, песенки, шутки, загадки, сказки, пьесы.
Задорные стихи про мяч: 
Мой веселый, 
Звонкий мяч, 
Ты куда помчался… (вскачь)? 
Вы хорошо знаете человека, рассеянного с улицы Бассейной. Вы думаете, нет такой улицы? Есть! В городе Петербурге, где Маршак начал писать для детей. Сейчас там находится детская библиотека его имени.
 А вы помните, как одна дама сдавала в багаж маленькую собачку? Что ещё она сдавала в багаж?  
А сейчас послушаем с вами стихотворение про другую собачку. 
На свете старушка спокойно жила, 
Сухарики ела и кофе пила. 
И был у старушки 
Породистый пес: 
Косматые уши 
И стриженый нос. 
Старушка сказала: 
«Открою буфет 
И косточку пуделю 
Дам на обед». 
Подходит к буфету, 
На полку глядит, 
А пудель на блюде 
В буфете сидит. 
Стихи Самуила Яковлевича складные, музыкальные, потому что читаются и легко запоминаются.
 «Разноцветная книга». Зеленая – летний луг с цветами и бабочками, желтая – песчаная степь с верблюдами, синяя – море с плывущими кораблями, белая – зимняя со следами птиц на белой поляне и лисицей, оставляющей след от пушистого хвоста, красная – праздничная, черная – звездная ночь с огоньками. На страницах – задушевные, ласковые стихи о родной природе. Послушаем одно из них. 
Эта страница – зеленого цвета. 
Значит, на ней постоянное лето. 
Если бы здесь уместиться я мог, 
Я бы на этой странице прилег. 
29 Бродят в траве золотые букашки. 
Вся голубая, как бирюза, 
Села, качаясь, на венчик ромашки, 
Словно цветной самолет, стрекоза.
 Вот темно-красная божья коровка, 
Спинку свою разделив пополам, 
Вскинула крылья прозрачные ловко 
И полетела по важным делам. 
Вот в одинаковых платьях, как сестры, 
Бабочки сели в траву отдыхать. 
То закрываются книжечкой пестрой, 
То, раскрываясь, несутся опять. 
Очень много сделал Маршак для детской литературы.
«Детский писатель», - говорил Маршак, - должен быть умным человеком, как все взрослые, и очень наивным, как ребенок». В своих стихотворениях Самуил Яковлевич часто обращался к веселой, шутливой тематике. Иногда кого-то высмеивал, но не зло, а с юмором. 
Помните стихотворение про «Мастера-ломастера»? Что он хотел построить?  А что получилось? Маршак добродушно смеется над мальчиком-неумехой, ведь у него еще все впереди. Научится! 
Я учиться не хочу, 
Сам любого научу. 
Я – известный мастер 
По столярной части! 
У меня охоты нет 
До поделки мелкой. 
Вот я сделаю буфет – 
Это не безделка! 
Смастерю я вам буфет – 
Простоит он сотню лет. 
Вытешу из елки 
Новенькие полки. 
Наверху у вас сервиз – 
Чайная посуда. 
А под ней просторный низ
Для большого блюда. 
Полки средних этажей 
Будут для бутылок. 
Будет ящик для ножей, 
Пилок, ложек, вилок.  
У меня, как в мастерской. 
Все, что нужно, под рукой: 
Плоскогубцы и пила, 
И топор, и два сверла, 
Молоток, 
Рубанок, 
Долото, 
Фуганок. 
Есть и доски у меня. 
И даю вам слово, 
Что до завтрашнего дня 
Будет все готово. 
Завизжала пила, 
Зажужжала, как пчела, 
Пропилила полдоски, 
Вздрогнула и стала. 
Будто в крепкие тиски 
На ходу попала. 
Я гоню ее вперед, 
А злодейка не идет. 
Я тяну ее назад – 
Зубья в дереве трещат…
Не дается мне буфет. 
Сколочу я табурет. 
Не хромой, не шаткий, 
Чистенький и гладкий. 
Во и стал я столяром, 
Заработал топором. 
Я по этой части 
Знаменитый мастер. 
Раз, два – по полену. 
Три, четыре – по колену. 
По полену, по колену, 
А потом врубился в стену… 
Топорище – пополам, 
А на лбу остался шрам. 
Обойдусь без табурета, 
Лучше рама для портрета. 
Как ударил молотком – 
Гвоздь свернулся червяком. 
Забивать я стал другой, 
Да согнулся он дугой. 
Третий гвоздь заколотил – 
Шляпку набок своротил… 
Унывать я не люблю, 
Из своих дощечек 
Я лучинок наколю 
На зиму для печек. 
Щепочки колючие, тонкие, горючие 
Затрещат, как на пожаре, 
В нашем старом самоваре. 
То-то весело горят! 
А ребята говорят: 
- Иди, столяр, разводи самовар, 
Ты у нас не мастер, 
Ты у нас – ломастер! 
Много хороших, добрых и умных стихов написал Маршак о школе. О первоклассниках: «Веселая азбука», «Разговор с первоклассником», «Первый день календаря»; о школьных друзьях: «Друзья-товарищи»; о школьных уроках, делах, переменках: «Праздник лета», «Приметы», «Знаки препинания», «Урок родного языка», «Угомон». 
Не все дети одинаковы: одни прилежны и внимательны, другие любят пошалить, бывают нерадивые ученики и растяпы, бывают и лодыри, правда? И о них писал Маршак («Кот и лодыри»), веря, что они обязательно исправятся.
Собирались лодыри 
На урок,
А попали лодыри 
На каток. 
Толстый ранец с книжками 
На спине, 
А коньки под мышками 
На ремне. 
Видят, видят лодыри: 
Из ворот 
Хмурый и ободранный 
Кот идет. 
Спрашивают лодыри 
У него: 
- Ты чего нахмурился, 
Отчего? 
Замяукал жалобно 
Серый кот: 
- Мне, коту усатому, 
Скоро год. 
И красив я, лодыри, 
И умен, 
А письму и грамоте 
Не учен. 
Школа не построена 
Для котят. 
Научить нас грамоте 
Не хотят.
А теперь без грамоты 
Пропадешь, 
Далеко без грамоты 
Не уйдешь. 
Ни попить без грамоты, 
Ни поесть, 
На воротах номера 
Не прочесть! 
Отвечают лодыри:
- Милый кот, 
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год. 
Учат нас и грамоте, 
И письму, 
А не могут выучить 
Ничему. 
Нам учиться, лодырям, 
Что -то лень. 
На коньках катаемся 
Целый день. 
Мы не пишем грифелем 
На доске, 
А коньками пишем мы 
На катке! 
Отвечает лодырям 
Серый кот: 
- Мне, коту усатому, 
Скоро год. 
Много знал я лодырей 
Вроде вас, 
А с такими встретился 
В первый раз! 
 
Маршак очень хотел, чтобы все дети были воспитанными и вежливыми. 
Ежели вы вежливы 
И к совести глухи, 
Вы место 
Без протеста 
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы 
В душе, а не для виду, 
В троллейбус 
Вы поможете 
Взобраться 
Инвалиду. 
И ежели вы вежливы, 
То, сидя на уроке, 
Не будете 
С товарищем 
Трещать, как две сороки. 
И ежели вы вежливы, 
Поможете вы маме 
И помощь ей предложите 
Без просьбы – 
То есть сами. 
И ежели вы вежливы, 
То в разговоре с тетей 
И с дедушкой,
И с бабушкой 
Вы их не перебьете. 
И ежели вы вежливы, 
Тому, кто послабее, 
Вы будете защитником, 
Пред сильным не робея. 
 
Какие сказки Маршака вы знаете? («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др.  
А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете отгадывать загадки. Их для вас тоже придумал Маршак. Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были не только грамотными, но и сообразительными, внимательным, наблюдательными. А развивал он эти качества у детей с помощью загадок.
 
Под Новый год 
Пришел он в дом 
Таким румяным толстяком, 
Но с каждым днем терял свой вес 
И под конец совсем исчез. (Календарь.) 
Мы ходим ночью, ходим днем, 
Но никуда мы не уйдем. 
Мы бьем исправно каждый час, 
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.) 
Всегда шагаем мы вдвоем, 
Похожие, как братья. 
Мы за обедом под столом, 
А ночью под кроватью. (Тапки.) 
Бьют его рукой и палкой, 
Никому его не жалко. 
А за что беднягу бьют? 
А за то, что он надут! (Мяч.) 
В Полотняной стране, 
По реке 
Простыне 
Плывет пароход 
То назад, то вперед. 
А за ним такая гладь – 
Ни морщинки не видать. (Утюг.) 
Шумит он в поле и в саду, 
А в дом не попадет. 
И никуда я не пойду, 
Покуда он идет. (Дождь.) 
Держусь я только на ходу,
А если встану – упаду. (Обруч.) 
Принялась она за дело, 
Завизжала и запела. 
Ела, ела
Дуб, дуб, 
Поломала 
Зуб, зуб. (Пила.) 
Викторина. 
Я начну, а вы продолжайте.
Стал девочка котенка укладывать спать: 
Вот тебе под спинку – 
(Мягкую перинку,) 
Сверху на перинку – 
(Чистую простынку.) 
Вот тебе под ушки 
(Белые подушки,)
Одеяло на пуху
(И платочек наверху.) 
Нашу речку, словно в сказке, 
За ночь вымостил мороз, 
Обновил (коньки, салазки), 
Елку из лесу (принес). 
Елка плакала сначала 
От (домашнего тепла), 
Утром плакать (перестала), 
Задышала, (ожила). 
Ищут (пожарные), 
Ищет (милиция), 
Ищут (фотографы) 
В нашей столице, 
Ищут давно,
Но не могут найти…
(Парня какого-то 
Лет двадцати.) 
Мать на рынок уходила, 
Дочке Лене говорила: 
«Печку,
Леночка, не тронь. 
(Жжется, 
Леночка, огонь!») 
«Я зверек,
И ты зверек, 
Я – мышонок, 
Ты – (хорек). 
Ты хитер, 
А я умен, 
(Кто умен, 
Тот вышел вон!) 
Подскажите ответы на мои вопросы.
Кто такая Вакса – Клякса? 
Что сдавала дама в багаж?
Что надел человек рассеянный вместо шляпы? 
Каких нянек приглашала мама – мышка к глупому мышонку? 
Кого перехитрил умный мышонок? 
Какому писателю было адресовано письмо, облетевшее за ним весь свет? 
Сколько лет было коту, встретившемуся с лодырями? 
В какой сказке девочка зимой ходила в лес за цветами?  
Дорогие ребята, сегодня вы многое узнали о детском писателе Самуиле Яковлевиче Маршаке. Вы поняли, что он не только детский писатель, как принято считать, но еще и глубокий, одаренный поэт, которому по плечу самые разнообразные темы, стили и направления. Мы, конечно же, сегодня коснулись только некоторых сторон таланта этого замечательного человека. И я призываю вас, читайте как можно больше!
Библиотекарь сельской библиотеки пос. Светлый путь Ленина Кузьмина О.А.
Нет комментариев