В Англии Петра покорило не только кораблестроение. Царь просто влюбился в рациональное устройство жизни этих людей, отметил Анисимов. Ему понравилось абсолютно все, а особый восторг вызывала грамотная организации быта и ироничное отношение англичан к себе и миру.
«Все это его очень влекло, он даже писал, что Англия – это самая прекрасная, самая обаятельная страна в мире, где он хотел бы жить, и что он очень хотел бы быть английским адмиралом. В дальнейшем этот английский след проявлялся в том, что Петр приглашал в Россию разных английских мастеров и всячески старался дружить с англичанами. Да, это все плохо закончилось – с Англией связи были порваны, но это другой разговор. Важно то, что и музеи, и театры, и все, что император увидел и узнал там, оставило у него необыкновенную любовь к Англии», – рассказал Анисимов.
Счастливая звезда Петра I
Петр всегда смело заявлял о своих желаниях и никогда не останавливался на половине пути к своим целям. Во время Великого посольства, в том числе из-за такого сильного стремления, император несколько раз попадал в ситуации, которые могли стоить ему жизни, а России – ее истории. Евгений Анисимов рассказал о некоторых из них.
Во время визита в Голландию молодой царь заинтересовался устройством мельницы. По словам историка, Петра так сильно заворожили двигающиеся, скрипящие и бесконечно поворачивающиеся механизмы и колеса, что он ухватился за одно из них и его потащило вверх. В тот день российского правителя спас местный мельник, который не посчитался ни с чином, ни с титулом российского государя, а просто сорвал его с этого колеса.
«Это был 1697 год. Представляете, если бы русский царь погиб в мельнице? Никакого Петербурга не было бы. Стоял бы на его месте сейчас какой-нибудь небольшой шведский городок. И это была бы совершенно другая история», – отметил Анисимов.
Второй эпизод случился в мае 1698 года, когда Великое посольство возвращалось из Голландии. Историк рассказал о страшном шторме, в который попали царь и его свита. Они очень долго не могли причалить к берегу, но Петр, кажется, совершенно лишенный чувства страха, сказал тогда: «Вы где-нибудь слышали, чтобы русский царь утонул в Северном море? Такого не может быть!».
Нет комментариев