#анонс
5 февраля в 19:00 в медиацентре «Дом Скрябина» состоится второй концерт фестиваля «Возрождая забытые шедевры. Георгий Катуар. Избранные страницы творчества», подготовленного Московской консерваторией. Первый и третий концерты – 24 января и 11 февраля соответственно – пройдут в Рахманиновском зале консерватории. В концерте 5 февраля принимают участие лауреаты международных конкурсов Екатерина Державина (фортепиано), Яна Иванилова (сопрано), Михаил Турпанов (фортепиано), Анна Алексеева-Месснер (фортепиано), Мария Кальянова (фортепиано), Алина Куроедова (скрипка), Анна Рудакова (фортепиано).
Георгий Львович Катуар (1861-1926) – композитор, музыковед, педагог, профессор Московской консерватории. Г.Л. Катуар преподавал в консерватории в 1917 – 1926 г.г. (класс теории и композиции). Среди учеников – Д.Б. Кабалевский, Л.А. Мазель, И.В. Способин и др. В классе Катуара учились композиторы и теоретики самого разного толка, впоследствии принадлежавшие к различным, порой противоположным идейно-эстетическим платформам. «Гармония — душа музыки», — любил говорить Георгий Львович. Профессор вникал во все детали произведения, входил в подробности, следил за мелочами, за каждой фразой, каждым тактом, даже мотивом.
Автор всего 36 опусов и двух теоретических трудов все же оставил яркий след. Его композиторский талант раскрылся поздно, а среди его современников были уже творчески зрелые С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Несмотря на усилия Танеева, а позже А.Ф. Гедике, Л.Э. Конюса, и А.Б. Гольденвейзера, произведения Катуара были слишком сложны для исполнения и звучали редко. Играли в основном Сонату-поэму для скрипки и фортепиано (1906) и Трио (1900). Среди других сочинений – кантата «Русалка», симфония, симфоническая картина «Мцыри», Концерт для фортепиано с оркестром, камерные ансамбли, хоры на слова К.Д. Бальмонта и А.А. Фета, романсы на слова А.Н. Апухтина, Ф.И. Тютчева, П. Верлена, Э. Верхарна. До сих пор издания произведений Катура единичны; теоретические труды забыты, архивные материалы (впрочем, не многочисленные) не опубликованы вообще.
«Помимо глубочайшей симпатии и уважения, которые питали к нему как к человеку исключительного благородства все знавшие его, — я глубоко ценил его как музыканта и с отрадным и благодарным чувством думал о нем как об одном из немногих в наши дни подлинных служителей искусства, способных охранять его от всеобщего поругания» - вспоминал Н.К. Метнер.
Большие усилия прилагал А.Б. Гольденвейзер, чтобы музыка Катуара звучала на сцене. Накануне кончины Катуар присутствовал на репетиции своего фортепианного концерта в классе А.Б. Гольденвейзера. Издание нескольких опусов, редкие воспоминания, выход в свет неоконченного труда «Музыкальная форма» заботами благодарных учеников, — вот и вся посмертная судьба прекрасного композитора и тонкого исследователя, которая сейчас волнует многих музыкантов.
Приглашаем всех на второй концерт фестиваля «Возрождая забытые шедевры. Георгий Катуар. Избранные страницы творчества» https://scriabinmuseum.ru/poster/4219/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев