Как Данелия и Рязанов передавали в фильмах приветы друзьям
В картине Эльдара Рязанова Леонид Филатов представляется ушлому студенту фамилией Катанян, а героиня Татьяны Догилевой добавляет: «А я Катанянша». Кадр из фильма
Ушац и Катаняны. Как Данелия и Рязанов передавали в фильмах приветы друзьям https://aif.ru/culture/movie/trend_1057?ysclid=mi6fsm1h1m515716630 популярны до сих пор, а многие зрители даже разговаривают репликами из них, настолько хорошо им знакомы персонажи и сыгравшие их актёры. Но и это не гарантия от того, чтобы в очередной раз пересмотрев картины мастеров, не https://aif.ru/culture/zriteli-zametili-v-dzhentlmenah-udachi-kinolyap-so-sledom-ot-udara-botinkom , которые никто не заметил раньше, или не заметить https://aif.ru/culture/movie/-ptichku-zhalko-chto-stalo-so-znakovymi-veshchami-iz-sovetskih-filmov , который кочует из фильма в фильм. А ещё любимые режиссеры всегда оставляли пасхалки, иногда понятные только их коллегам или близким знакомым. Aif.ru отыскал самые интересные. Знаменитый Ушац из МАРХИ
Режиссер и сценарист https://aif.ru/culture/person/dannost-danelii-gruzinskaya-dusha-sovetskogo-kinematografa?ysclid=mi6ftysotx447509801 оставил в истории отечественного кино многие замечательные фильмы, которые он сам относил к оригинальному жанру «лирическая комедия». И в некоторых его картинах есть одна особенность — иногда на декорациях можно заметить там и тут странную надпись «УШАЦ». Эта надпись есть в «https://yar.aif.ru/culture/50-let-tomu-nazad-gde-v-yaroslavle-snimali-legendarnuyu-kartinu-afonya» и в « https://aif.ru/culture/movie/zriteli_hohotali_a_rubik_perezhival_tragediyu_kak_snimali_mimino ?ysclid=mi6fulmol2327410870»; вряд ли на неё обращали внимание первые зрители, которых набралось прилично (у «Афони» было 62,2 млн, у «Мимино» — 24,4 млн). Но позже, с появлением цифровой техники и возможностью остановить воспроизведение на любом кадре, тайна вылезла наружу. Леонид Куравлев в «Афоне», а на стене слева от него надпись «Ушац», 1975 год. Кадр из фильма
Впрочем, и в 1970-е были те, кто хорошо знал Ушаца и даже был с ним знаком. Михаил Лазаревич Ушац — весьма известный советский художник и карикатурист, его рисунки печатал, например, журнал «Крокодил». Именно он и стал «виновником» того, что слово «Ушац» начало появляться везде — однажды, например, его обнаружили на Эйфелевой башне в Париже. Дело было ещё в 1940-х, когда Ушац учился в Московском архитектурном институте; своей фамилией он подписывал собственные вещи, а его сокурсникам эта традиция показалась забавной и со временем распространилась достаточно широко. Попав в том числе и в фильмы Данелии.
«А Катаняны обойдутся!»
В фильме https://aif.ru/culture/person/kazhdyy_film_ispoved_pamyati_eldara_ryazanova?ysclid=mi6fxr6k9r793905296 «https://aif.ru/culture/movie/deficit_kraby_i_zefirki_kakie_podarki_darili_geroi_ironii_sudby» Женя Лукашин ( https://aif.ru/culture/person/uehala_odna_potom_vinila_sebya_kak_zhivet_pervaya_lyubov_andreya_myagkova ) робко говорит Гале (актриса https://aif.ru/culture/person/nelyubimaya-aktrisa-ryazanova-odna-galya-i-odin-teatr-olgi-naumenko?ysclid=mi6fygoy8e678494511 ): «С Катанянами не очень хорошо получилось», — на что та резко обрывает: «Обойдутся!» Короткая сценка, буквально секунды экранного времени — и больше в картине о Катанянах никто не вспоминал, да и зрители (а первый показ фильма 1 января 1976 года смотрели миллионы человек по всему СССР) вряд ли обратили внимание на эту фамилию. Потом Рязанов вставлял этих Катанянов в другие свои ленты — их можно встретить в «https://aif.ru/culture/movie/razvod_po-sovetski_pyat_filmov_pro_izmeny_v_sssr», в фильмах « https://aif.ru/culture/movie/lyubov_ironiya_i_gurchenko_kak_eldar_ryazanov_delal_vokzal_dlya_dvoih ?ysclid=mi6fz6v2qb902295984» и «Привет, дуралеи!». Упоминание Катанянов — не выдумка сценаристов, а отсылка к реальной семье интеллигентов. Кадр из фильма
На самом деле это тоже пасхалка — своеобразный привет от режиссера его другу, режиссеру-документалисту Василию Катаняну и его супруге, киноведу Инне Генс-Катанян . Василий Катанян был сыном советского литературоведа Василия Катаняна , биографа https://aif.ru/culture/person/-sbrosit-s-korablya-sovremennosti-kak-mayakovskiy-povtoril-put-pushkina?ysclid=mi6g2prsou465826022 и мужа https://aif.ru/culture/person/ya_i_emu_teper_zhena_kak_lilya_brik_vladela_vsem_i_ostalas_ni_s_chem?ysclid=mi6g2y1s2s305022710 . Катанян-младший учился во ВГИКе на одном курсе с Рязановым, и они дружили много лет, так что «привет» он считывал и вряд ли обижался на это пренебрежительное «обойдутся». Строитель из Зугдиди Рене Хобуа
У Данелии была ещё одна «пасхалка» — в титры всех фильмов, начиная с « https://aif.ru/culture/person/kinomarafon_georgiya_danelii_5_glavnyh_filmov_rezhissyora?ysclid=mi6g3herfn739389488 !» 1969 года, он вставлял актера по имени Рене Хобуа , и даже отмечал, как долго работавшие с ним сотрудники не понимали, что этого актера не существовало. В своей книге «Безбилетный пассажир» режиссер привел историю знакомства с этим человеком — он был строителем из Зугдиди, однажды оказался в одной гостинице с Данелией, и они со сценаристом https://aif.ru/culture/person/chem_zapomnilsya_rezo_gabriadze?ysclid=mi6g42g9tz819758990 всю ночь читали ему разные варианты сценариев той картины. Хобуа всё хвалил, но через пару дней признался: «Я по-русски плохо понимаю. Особенно когда читают написанное». Ну а хвалил он, чтобы не огорчать хороших людей — и в благодарность заслужил постоянное появление своей фамилии в титрах фильмов Данелии. Рене Хобуа — грузинский строитель, который указывается в титрах в разделе «в эпизодах» почти во всех фильмах режиссёра Георгия Данелии. Фото: Кадр из фильма Ненастоящие автономера Леонида Гайдая https://aif.ru/culture/person/brilliantovyy_rezhisser_neveselye_povoroty_sudby_leonida_gaydaya?ysclid=mi6g5g935c838674112 в своих комедиях постоянно применял приемы, появившиеся ещё в эпоху немого кино, но надо было быть очень внимательным зрителем, чтобы разглядеть, например, в автомобильных номерах «инвалидки» Бывалого ( https://aif.ru/culture/person/bolshoy_i_smeshnoy_nad_kem_podshuchival_evgeniy_morgunov?ysclid=mi6g5t9dzw300251306 ) из «https://aif.ru/culture/movie/iz-moskvy-v-leningrad-cherez-odessu-gde-snimali-legendarnuyu-operaciyu-y» намек на подорожание водки. Цензоры, кстати, не разглядели — и намеки остались, так что этот трюк Гайдай использовал и потом. В « https://aif.ru/culture/gallery/horosho_zhit_eshchyo_luchshe_10_citat_iz_filma_kavkazskaya_plennica ?ysclid=mi6g6ipyde351411051» троица мошенников ездила на машине с номерами, которые были у тогдашнего посла Великобритании, а в фильме « https://aif.ru/culture/movie/ivan_vasilevich_menyaet_professiyu_10_faktov_o_filme_leonida_gaydaya ?ysclid=mi6g6tdz4n741933507» Жорж Милославский ( https://aif.ru/culture/person/nevzorov-kuravlev-moroz-aktery-chi-zheny-tragicheski-pogibli ) звонит в поликлинику Шпака ( https://aif.ru/culture/person/zhulik_na_ekrane_geroy_v_zhizni_legendarnyy_vladimir_etush?ysclid=mi6g8701mg504985713 ) и говорит добавочный номер («три шестьдесят две») — столько стала стоить та же водка после очередного подорожания. Леонид Гайдай спрятал несколько шуток в автомобильных номерах «инвалидки» Бывалого. Кадр из фильма Настоящий режиссер Будимир Косой
Но если номера на машинах изобретала съемочная группа, то режиссер Будимир Косой, к которому Зина ( https://aif.ru/culture/person/lida-zina-i-pani-katarina-kak-natalya-selezneva-stala-zhenoy-shurika?ysclid=mi6gab0cp2914178183 ) хотела уйти от предавшего её режиссера Якина в фильме «https://aif.ru/culture/movie/trete_priklyuchenie_shurika_kak_gayday_s_bulgakovym_spravilsya», вполне может быть реальным человеком — вроде тех самых Катанянов. Дело в том, что в советское время был такой сценарист и режиссер Будимир Метальников — не слишком известный для широкой публики, но в киношных кругах его знали хорошо. Судьба Метальникова в чем-то схожа с судьбой самого Гайдая — они почти ровесники (Гайдай родился в 1923-м, Метальников — в 1925-м), оба прошли войну, были ранены; Метальникова демобилизовали в 1944-м по инвалидности после тяжелого ранения в руку. После войны он учился на сценарном факультете ВГИКа, по его сценариям поставлено 20 картин, и три из них он снял в качестве режиссера. Будимир Косой — это шутливая маска реального человека, под которой скрывается Будимир Алексеевич Метальников, сценарист и режиссёр «Мосфильма». Кадр из фильма
По некоторым данным, его чуть ли не в глаза называли Косым — зрение у него было плохим, и они с Гайдаем постоянно сравнивали толщину стекол своих очков. Над третьей своей лентой «Молчание доктора Ивенса» Метальников работал в то же время, что и Гайдай над «Иваном Васильевичем». И когда Гайдай дошел до той самой сцены между Зиной и Якиным ( https://aif.ru/culture/person/tri_zheny_i_sto_roley_mihail_pugovkin_v_zhizni_i_na_ekrane?ysclid=mi6gctkzm4501395258 ), он немедленно вспомнил о своем знакомом, поскольку у https://aif.ru/culture/person/yavlenie_nezakonnoe_zagadochnaya_i_neobyasnimaya_sudba_mihaila_bulgakova?ysclid=mi6gd1gjsq940030221в пьесе тот режиссер был назван только по фамилии — Косой. По легенде, Гайдай пригласил Метальникова в павильон, чтобы тот самолично услышал, как Зина произносила нужную реплику («Хватит! С меня довольно! Я ухожу от Вас к режиссеру Будимиру Кoсoму в его постановку «Борис Годунов!»), а Якин называет соперника «халтурщиком». Впрочем, по той же легенде Метальников нисколько не обиделся на такое увековечивание своего имени — да и знали истинный смысл этой шутки только в кинематографических кругах. Режиссер Будимир Метальников умер в 2001 году, пережив Гайдая на восемь лет.
Telegram - https://t.me/scanos VK - https://vk.com/scanos_ru


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев