Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Четыре качества, и тот, кто ими обладает, — лицемер».
То есть, речь идет о практическом лицемерии, а не о доктринальном лицемерии, потому что доктринальное лицемерие отвращает от веры, а этот хадис говорит о лицемерии в делах.
(А если бы он обладал хотя бы одной из этих черт, то обладал бы и чертой лицемерия, пока не отказался бы от неё.)
То есть, тот, кто обладает одним из этих качеств, похож на лицемеров в этом качестве, и это описание не исчезнет от него иначе, как через отказ от него.
(Если он говорит, он лжет)
То есть, умышленная ложь в устной речи — вот корень всех бед в делах.
(И если он дает обещание, он его нарушает)
То есть он дал обещание, намереваясь его нарушить. Что касается того, кто дал обещание, а затем непреднамеренно его нарушил, то он не подпадает под угрозу.
(И если он дает обещание, он его нарушает)
То есть, нарушение договора после его подтверждения, независимо от того, был ли он заключен с мусульманином или немусульманином.
(А когда он ссорится, он нечестен)
То есть, он переступил черту в споре, оскорблял, лгал и клеветал, не ограничиваясь истиной.
Ибн Хаджар сказал:
Эти черты обычно проявляют лицемеры, поскольку вера запрещает их, поэтому тот, кто их принимает, в своих поступках похож на лицемера.
Разговоры о практическом лицемерии не отвращают от ислама, но представляют собой большую опасность, поскольку его обладатель уподобляется лицемерам, и он не спасется иначе, как отказавшись от этих качеств.
Ложь, нарушение обещаний, предательство и безнравственность в спорах.
Источник:
Фатх аль-Бари, Комментарий к Сахих аль-Бухари
Имам Ибн Хаджар аль-Аскалани
(Разъяснение хадиса № 2459)


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев