1617 год:"За Дмитрием, да за Исаком Погожими село Сасово на речке на Сасовке, а в селе: церковь Николы чюдотворца, другая (Л. 464 об.) церковь <...>525 Усекновения главы Ивана Предтечи, обе древяные, клецки, а в церквах: образы и свечи, ....."
Кем были Дмитрий и Исаак?
Их предок: 1.Василий Варгос Погожий из древнего княжеского литовского рода. Основатель родов Тяпкиных и Погожих. Согласно сказаниям древних родословцев муж честна Василий Варгос по прозванию Погожий, выехал с дружиной Великих князей Литовских Ольгердовичей на Мамаево побоище 1380 года, участвовал в Куликовской битве вместе с Великим князем Дмитрием Донским и считался его любимым окольничим. Жил в Москве и служил окольничим у Дмитрия Донскова.( ум. ок 1415г)
2.Василий Васильевич Погожий ( ум. ок 1450г)
3.Михаил Васильевич Погожий ( ум. ок 1525г)
В 1488 г. назначен был великим князем в пристава к новгородским послам, а в 1499 г. отправлен был послом в Краков к королю Альбрехту с просьбой, чтобы он дал путь через свою землю московским послам, отправленным в Италию "за государевыми потребами". Посол Ив. III к дочери, 1495 г., и к зятю в 1501 г.
4.Борис Михайлович Погожий ( ум. ок 1580г)
В 1576 году командир полка войска И.В.Шереметьева при осаде Ревеля (1577)
5.Семён Борисович Погожев ( ум.ок 1610г)
5.1.Ульяна Семёновна Романова (Погожева), Инокиня Юлия ( ум.5 декабря 1624 )
5.2.Иван Семёнович Погожия
5.3.*Дмитрий Семёнович Погожия ( ум.ок 1634г)
5.4.Дементий Семёнович Погожия
5.5.*Исаак Семёнович Погожия ( ум.ок 1645г)
5.6.Исай Семёнович Погожев
5.3.1.Пётр Дмитриевич Погожий
Стольник царя. Владел вотчиной.( ум.ок 1680г)
Исаак Семёнович Погожий
стольник и воевода.
В 1608 г. участвовал на свадьбе царя Вас. Ив. Шуйского, будучи назначен быть вторым "у фонаря". В 1611 году он участвовал в первом (Ляпуновском) ополчении, находясь под начальством кн. Дм. Тим. Трубецкого, оставаясь там в подмосковном лагере с кн. Трубецким, пока Трубецкой и другие с ним не присягнули в 1612 г. Псковскому самозванцу.
За это стояние под Москвой он получил впоследствии поместный оклад в 750 четей да денежный в 50 р. Во время пребывания под Москвой он был ранен, но ушел из-под Москвы не вследствие ран, но не желая присягнуть самозванцу, так что лишь только стало организоваться новое, нижегородское ополчение, он снова явился под Москву.
Подпись его мы видим под грамотой воеводы кн. Пожарского с товарищами, посланной из Ярославля к вычегодцам, извещавшей о всеобщем ополчении городов на защиту отечества, о беззаконной присяге князя Трубецкого, Заруцкого и казаков новому самозванцу, а также о присылке выборных людей в Ярославль для земского совета и денежной казны на жалованье ратным людям. В 1613 г., июня 7-го, когда государю было возвещено, что шведы подступили к Тихвину, государь послал на Тихвин с прибыльными людьми Ф. Смердовича Плещеева да Исаака Сем. Погожева.
Погожев возбудил против Плещеева местническое дело, на что вышел на следующий год приговор; "такие неродословные люди на таких родословных людей не бивали бы челом и тем государя не кручинивали бы". В 1614 г. (10-го апреля) Сем. Волынский был послан ставить острог на Броннице, и с ним были посланы головы с сотнями, среди которых был и Исаак Погожев.
В том же году, высланный воеводой против шведов, подступивших к Броннице, он отбил их от города, а когда в осенний Троицкий поход (на 25-е сентября 1614 г.) был у государя стол в с. Воздвиженском, то Погожев с кн. Юрием Сулешевым смотрел в кривой стол. В том же году 27-го декабря и 1-го января 1615 г. при приеме английского посла Джона Мерина, а также 8-го января, при приеме Кизильбашского купчины Хоза Муртоса да английских Артура Астона и Якуба Шаля, а также 2-го февраля, на отпуске датского посланника Иверта Верна, Погожий был рындой, стоя по левую руку государя.
В конце этого года (в декабре) были отпущены из-под Смоленска с государевой службы бояр. кн. Ив. Мих. Воротынский с товарищами, а на их место 16-го июня посланы были Мих. Матв. Бутурлин да Исаак Погожий.
В октябре этого года. находясь уже в Смоленске, Бутурлин и Погожий совершали из Смоленска набеги на лагерь Гонсевского, нанося, правда, небольшие поражения.
Но согласия между воеводами, видимо, не было: это мы видим из жалобы, переданной государю чрез гонца (сеунщика), известившего о том, что побили в бою воинов Гонсевского; а также о том, что Бутурлин не пишет в бумагах и известиях его, Погожева, имени, тогда как сам Бутурлин не был в бою да и не пускал своих воинов, а которые воины самовольно отправились в бой тех затем наказывал.
В октябре (22-го) Бутурлин и Погожий известили государя, что Гонсевский намеревается обойти Смоленск и, выйдя на большую московскую дорогу, двинуться к Москве, куда направлялся и королевич Владислав.
Получив об этом известие, государь повелел кн. Ник. Петр. Борятинскому идти из Ржева в Дорогобуж для помощи оттуда смоленским воеводам, а также для подвоза под Смоленск съестных припасов.
Однако, Борятинскому не удалось выполнить поручение: Гонсевский, обойдя Смоленск, стал между Смоленском и Дорогобужем в местечке Твердилицах, загородив дорогу из Москвы в Смоленск.
В Смоленске стал чувствоваться крайний недостаток в съестных припасах, и многие воины стали есть лошадиное мясо. Извещенный об этом, государь 7-го января нового 1617 года послал для соединения с кн. Борятинским боярина кн. Ю. Е. Сулешова и кн. Сем. Прозоровского.
Сначала как будто дело шло успешно, но когда Гонсевский соединился с Чаплинским и с отрядом "Лисовчиков", то осажденные смоленские воеводы были доведены до такой крайней нужды, что принуждены были отступить от Смоленска.
Выйдя из острогов, Бутурлин, Погожий и дьяк их Софонов пошли в Белую. С 1618 по 1620 г. Погожий был вторым воеводой в Белгороде.
В 1621 году с целым рядом поручений Исаак Погожев был послан государем в сопровождении одного подьячего в Англию.
Посланные отправились в Англию чрез Архангельск морем, 20-го июля прибыли на Сев. Двину, но только 20-го августа, снарядившись в дальний путь, они сели на корабль и 9-го октября прибыли в Лондон, а 1-го ноября получили аудиенцию у короля.
Проведя зиму в Лондоне, они только 2-го июля 1622 года получили отпуск, 12-го июня выехали из Лондона, 19-го июля прибыли в Архангельск, а 8-го сентября прибыли в Москву, принеся государю грамоту от короля, в которой король выражал желание завязать с Россией самые тесные сношения.
Цели отправления посольства были следующие: 1) объявить о том, что бывший из Англии в июле 1620 года посол Дж. Уильям Мерин не подтвердил присягой договора о союзе России с Англией; 2) жаловаться и даже требовать смертной казни Артуру (по-московски Артемию) Астону, который, прибыв на русскую службу из Англии, сносился с врагами России и изменниками ее, а когда был отпущен из Москвы, то уже явно мстил московскому правительству; 3) выяснить причины, почему нельзя допустить свободный, беспошлинный пропуск чрез Россию в Персию, а также 4) снова домогаться, чтобы высланы были из Лондона те четверо детей боярских, которые в 1603 г. при ц. Борисе Годунове были посланы в Англию для изучения наук, но, как известно, ни один из них не возвратился в Москву.
Нужно заметить, что высылки их домогались неоднократно.
Первый раз домогался этого посланник Алексей Зюзин (в июне 1613 г.), потом подьячий Грязев (отправленный гонцом к королю Иакову I в 1615 г.), затем выспрашиваем был о них Дж. Уильям Мерин (прибывший к государю, как мы уже говорили, в 1620 г.), наконец, велено было теперь и Погожеву напомнить о высылке их английскому правительству.
В 1625 году, когда у государя на приеме и у стола был кизильбашский посол Русан-Бек с товарищами, то среди стольников, находившихся при государе на приеме, а затем и у стола, был и Исаак Сем. Погожий.
В том же 1625 г. 7-го августа после приема государем въезжего из Литвы архиеп.
Иосифа Курцевича (впоследствии еписк. Суздальского) Погожий ездил "со столом" от государя.
В 1626 г., 5-го февраля он был среди поезжан на 2-й свадьбе государя, в 1628 году, 12-го сентября, участвовал при приеме купчин кизильбашских Мирмахтуя Магометова и Юсупа Ахметова, присутствуя при государе среди других придворных чинов: бояр, окольничих, стольников и друг., одетых в золото.
В 1629 году он был послан воеводой в Воронеж, откуда возвращен в следующем 1630 году. В 1631 году он присутствовал опять на приеме, 17-го мая, шведского посланника Ант. Монира, когда все чины были опять-таки в золоте.
Дмитрий Семёнович Погожий
воевода.
В 1598 году, 1-го августа, как жилец московский, он подписался под грамотой утвержденной об избрании царя Бориса Феодоровича Годунова, в 1608 г. (17-го января) участвовал на свадьбе царя Ив. Вас. Шуйского с кн. Марией Петровной Буйносовой-Ростовской, когда ему поручено было находиться в церемонии "у фонаря большого". В 1612 г. (17-го апреля) П. подписался под грамотой воеводы кн. Дм. Мих. Пожарского с товарищами и всех ратных людей из Ярославля к вычегодцам "о всеобщем ополчении городов на защиту отечества, о беззаконной присяге кн. Трубецкого, Заруцкого и казаков новому самозванцу (Псковскому) и о скорейшей присылке выборных людей в Ярославль для земского совета и денежной казны на жалованье ратным людям". В 1613 г. шведы осадили г. Тихвин, и хотя они побили отряд Ис. Сумбулова, высланный государем на помощь осажденным воеводам, однако тихвинцам с воеводами удалось отбить шведов.
К государю пришло известие об этом, когда он находился на пути в Троице-Сергиевский монастырь, в с. Воздвиженском, и государь послал тогда с этой радостной вестью к боярам в Москву Дм. Сем. Погожева.
В 1614 г., в начале июля, когда Заруцкий бежал из Астрахани на Яик, а астраханцы принесли повинную государю (25-го июля), государь послал в Астрахань, а также и на Терек к П. П. Головину Дм. Сем. Погожева "с государевым жалованьем и о здоровье спрашивать и с золотыми". Дм. Погожев выразил протест, говоря, что меньше Петра Головина "быть ему невместно". Когда было разобрано боярами это местническое дело, то выяснено было, что показание Погожева, предъявленное в суд бояр о службах членов его рода, неверно.
Неизвестно, случилось ли это вследствие какой-либо ошибки, вкравшейся в частный разрядный список членов их рода, обыкновенно делавшийся из разрядов официальных, или это была заведомая ложь. Приговор бояр был таков: "бить П. батоги в Разряде, а бив, посадить в тюрьму". Возвращенный же из тюрьмы, он все-таки был послан в Астрахань и на Терек. В 1617 году П. был 2-м воеводой в Вязьме, "товарищем" воеводы кн. Ник. Мих. Мезецкого.
В 1618 г., в марте месяце, мы видим его уже в Москве, когда он был назначен приставом у Монса, посла шведского короля, с дьяком Матвеем Сомовым, а встреча посла, что считалось почетнее, поручена была дворянину Ник. Петровичу Борятинскому, тогда Дм. Погожев возбудил против Борятинского местническое дело, окончившееся опять для него неудачно: он вторично был посажен в тюрьму, а по выпуске из тюрьмы все-таки велено было ему быть в приставах у посла. Тогда он представился больным (прием, обычный для того времени), и его уволили от обязанности пристава.
В 1620 — 1623 г. Погожев был воеводой в сибирском городе Мангазее.
В 1625 году при приеме, когда государь велел 17-го мая быть на отпуске и у стола Кизильбашским послам Русану-Беку с товарищами, то среди других дворян он находился при государе и отце его патриархе Филарете.
В 1628 г. (14-го марта) П. был у государева стола среди других дворян; 6-го апреля у стола государя, а 20-го апреля опять у государя на родины царевны Пелагии Михайловны, также и в 1629 году, 12-го марта на родины царевича Aлексея Михайловича.
В 1646г вотчина в Подлеском стане принадлежит сыну Дмитрия-- Петру. Очевидно он владел селом Сасово после отца.
Это есть и в Писцовых книгах Шацка 1646г и в Осадном списке 1618г.
Константин Фёдорович Погожий ( ум.ок1660г) Очевидно был последним владельцем из этого рода.( см документ 1649г.)
Вот такие были первые владельцы села Сасова....
Пичугин С.А. 2018г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
"33. — Мая 1. Именный с Боярским приговором. — О даче после умершего выслуженных вотчин в род, а в недостатке ближних, и дальним родственникам.
Великий Государь указал и Бояре приговорили: Дементьевы, да Дмитриев, да Исаевы Семеновых детей Погожих, старинные и выслуженные вотчины, что были за Федором Дементьевым сыном, да за Петром Дмитриевым сыном Погожева, а после Федора и Петра были за его Федоровым сыном, а за Петровым племянником за Константином Погожева, на Угличе, да в Шацком 1180 четвертей с полуосминою, дать родственникам, Леонтию Юрьеву сыну, да сыну его Михайлу, да Ивану Федорову сыну Погожева по полам, Леонтию, да сыну его Михайлу по 593 четверти с осминой и с четверном, Ивану тож 593 четверти с осминой и с четверном, А Михайлу, да Федору, да Александру Львовым детям Плещеевым, да Петру Васильеву сыну Горжбову Столпина, и Князю Василью Хилкову, в тех вотчинах, Государь указал и Бояре приговорили, отказать потому, в ук...Ещё1649г.царь Алексей Михайлович. Интересный документ!
"33. — Мая 1. Именный с Боярским приговором. — О даче после умершего выслуженных вотчин в род, а в недостатке ближних, и дальним родственникам.
Великий Государь указал и Бояре приговорили: Дементьевы, да Дмитриев, да Исаевы Семеновых детей Погожих, старинные и выслуженные вотчины, что были за Федором Дементьевым сыном, да за Петром Дмитриевым сыном Погожева, а после Федора и Петра были за его Федоровым сыном, а за Петровым племянником за Константином Погожева, на Угличе, да в Шацком 1180 четвертей с полуосминою, дать родственникам, Леонтию Юрьеву сыну, да сыну его Михайлу, да Ивану Федорову сыну Погожева по полам, Леонтию, да сыну его Михайлу по 593 четверти с осминой и с четверном, Ивану тож 593 четверти с осминой и с четверном, А Михайлу, да Федору, да Александру Львовым детям Плещеевым, да Петру Васильеву сыну Горжбову Столпина, и Князю Василью Хилкову, в тех вотчинах, Государь указал и Бояре приговорили, отказать потому, в указной книге 157 году написано:
в прошлом во 136 году, блаженные памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Руси, и Отец Его Государев, блаженные памяти, Великий Государь Святейший Филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Руси указал, о родовых и выслуженных вотчинах по правилу Святых Апостол и Святых Отец: у которых родственников остались дочери и сестры за мужем, и об вотчинах их учнут бить челом, по родству, челобитчики, тех умерших дочери и сестры, которые за мужем, в вотчину ж, и им чинить указ
по Уложенью, а они тем вотчинам вотчичи. А после которых умерших учнут бить челом о вотчинах после отцов своих сыновья и дочери: и те вотчины давать сыновьям, а дочерям вотчины с братьями жеребьев не давать, покамест братья их живы, а как братьев их не станет, и дочери тем вотчинам вотчичи.Да 137 году, блаженные памяти, Великий Государь Святейший Филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Руси указал: вотчины родовые и за службы данные отдавать вотчичам, детем сыну, а будет умершего сына не будет, и те вотчины дочерям, а будет, судом Божиим, и дочерей не станет, и те вотчины в род отдавать, кто ближе того роду вотчичам. А в Государеве Цареве и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, указе и в соборном Уложенье 157 году написано: у кого сыновей не останется, и родовые и выслуженные вотчины давати и дочерям их, по прежним Государевым указам, и у которых дочерей будут дети, и те вотчины детем их, и внучатом после дедов своих и бабок их родных, и с дядьями, и с тетками своими родными, в старинных и в выслуженных вотчинах быть им вотчичам же, а будет у которых дочерей не останется, и те вотчины давати в род, кто ближе того роду, вотчичам же, по прежним Государевым указам и уложенью.
Основатель 1-й ветви рода – Андрей Михайлович Салтыков (? – 1521/22), оружничий вел. кн. московского Василия III Ивановича (1508–1512), участник рус.-литов. войны 1512–1522. Из его сыновей известны: Яков Андреевич (? – не позднее 1583), боярин (1558), 1-й воевода в Зарайске (1543), участник Казанских походов 1548 и 1549–50, окольничий (с 1550), участник Ливонской войны 1558–83; Лев Андреевич (? – 1571), боярин (1561), оружничий (1549–64), участник Казанских походов 1549–50 и 1552, воен. действий на территории присоединённого Казанского ханства в 1552–53, окольничий (с 1553), участник Ливонской войны 1558–83, чл. Опричной думы (1565–71), один из организаторов и участник опричного похода на Новгород (1569–70), в 1571 насильственно пострижен в монахи в Троице-Сергиевом мон., а затем каз...ЕщёПосле Погожих пол села Сасова возвращается царю, а другая половина Ивану Ивановичу Салтыкову:
Основатель 1-й ветви рода – Андрей Михайлович Салтыков (? – 1521/22), оружничий вел. кн. московского Василия III Ивановича (1508–1512), участник рус.-литов. войны 1512–1522. Из его сыновей известны: Яков Андреевич (? – не позднее 1583), боярин (1558), 1-й воевода в Зарайске (1543), участник Казанских походов 1548 и 1549–50, окольничий (с 1550), участник Ливонской войны 1558–83; Лев Андреевич (? – 1571), боярин (1561), оружничий (1549–64), участник Казанских походов 1549–50 и 1552, воен. действий на территории присоединённого Казанского ханства в 1552–53, окольничий (с 1553), участник Ливонской войны 1558–83, чл. Опричной думы (1565–71), один из организаторов и участник опричного похода на Новгород (1569–70), в 1571 насильственно пострижен в монахи в Троице-Сергиевом мон., а затем казнён. Внук Л. А. Салтыкова – Иван Иванович [? – 13(23).10.1670], боярин (1645). Стольник царевича Фёдора Борисовича (1604–05), стольник (с 1605), моск. дворянин (с 1627). 1-й воевода в Ельце (1615–16), Вологде (1623), Шацке (1629), Астрахани (1631), Уфе (1639–40), Тобольске (1646–49), Пскове (1653–55). 1-й судья Разбойного приказа (1649–50). Со смертью его сыновей 1-я ветвь рода пресеклась. Жена Анна Ивановна Шереметева ( род. 1630е года ).
Их дети:
Лев Иванович Салтыков , жена которого Анна Федоровна Погожева (2-я четв. XVII).
Василий Иванович Салтыков и Алексей Иванович Салтыков.
В 1710 Салтыковы сменились Иваном Михайловичем Измайловым кто он? - сын Измайлова Михаила Петровича?(стольник царицы Натальи Кирилловны (1676), стольник (1680), комнатный стольник царя Петра Алексеевича (1692).).
Царская - дворцовая часть села Сасова отдана Грушецкой, потом в приданое Сибирскому царевичу, потом Бутурлин, потом опять Сибирские....