Удалось идентифицировать ещё одно забытое село.
Часто это село попадалось в документах и вот наступил час стряхнуть налёт времени, что бы оно воскресло в памяти...
Найдя в описании к ПГМ в РГАДА номер пустоши 307, найдя речку-ручей Науру на карте 1790г. и овраг Крутой на карте Менде 1862г, стало ясно где находилось поселение. Исчезло оно давно, даже в 1617 уже наблюдался упадок - церквь без пения! А в селе было аж две церкви.
РГАДА 1209-1-530 ( составитель И.П.Алябьев ):
"(Л. 180) Запись 68
За вдовою за Ненилою за Семеновою женою Башкина, да за ее детьми за Карпиком, да за Миронком, да за ее дочерью за девкою за Поросковицею, что была за Микитою за Бошкиным и с тем, что была за Микитиною женою за вдовою за Стефанидою з дочерми, а после за мужем ее за Семеном, жеребей села Зименак, Сотницына тож, на реке (Л. 180 об.) на Олешне под высоким Рамешкам.... За нею ж з детьми поместья в Замокошском стану четверть села [Мурзинсково] <...>(Л. 183) чети с осминою, <...> поместья в обеих станах сто шездесят чети.
Ныне Карпик пяти лет, Миронка четырех лет."
"Запись 477
За Яковом, да за Ваською за Ондреевыми Башкина, что было за дедом их за Посником за Башкиным, а после за отцом их за Ондреем село Лавсицы на реке на Мокше без жеребья....
Половина села Мурзинсково на речке на Науре на Крутом враге, а другая половина тово села за (Л. 1001 об.) вдовою за Ненилою за Семеновою женою Башкина з детьми, да за Васильем за Москотиневым. А в селе церковь Введение пречистые Богородицы древяна, клецки, а другая церковь Николы чюдотворца, древяна ж, клецки на каменое дело, бес пения, а в церкве: образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение приходное, (в) поп Иван Борисов, два места церковных; в Ондрееве половине: двор людцкой; (Л. 1002) (в) бобыль Володька Федотов; пять мест дворовых; пашни паханые, добрые земли, две чети перелогом, добрые земли, тритцать три чети в поле, а в дву по тому ж; сена по Мокше на Тимохинской пожне на Прорве, да в Тиши пожня Парница, да на Сысоевской пожне, да на Рахмовской пожне, да на Савренской пожне, да на Ивановой Мишина пожне по Завитцкой исток, да на пожне Ста- (Л. 1002 об.) рова Ларова пятьдесят копен; лес чорной большой....
А платить з живущево с семи чети.
(Л. 1003 об.) В тех же селех церковныя пашни: в селе в Лавсицах 10 чети в поле, а в дву по тому ж; сена на пожне, на Ссошке 15 копен, а в селе в Мурзинском 20 чети в поле, а в дву по тому ж; сена 15 копен.
За ним ж в Подлесном стану.
Запись 478
За вдовою за Ненилою за Семеновою женою Башкина, да за ее детьми, за Карпиком, да за Миронком, да за ее дочерью за девкою за Порасковицею, что было за (Л. 1004) Микитою Башкиным, а после за мужем ее за Семеном четь села Мурзинского на речке на Науре, на Крутом враге, а в чети: двор людцкой крестьян: да Мишка Иванов, (в) бобыль Тишка Григорьев; два места дворовые; пашни паханые, добрые земли, осмина, да перелогу семнатцать чети.
И обоево: пашни и перелогу семнатцать чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена по Мокше на Тимохинской (Л. 1004 об.) пожне на Прорве, да в Тиши пожня Парница, да на Сысоевской пожне, да на Савринской пожне, да на Ивановой Мишина пожне по Завитцкой исток, да на пожне Старово Ларова дватцать пять копен; лес черной большой.
А сошново письма у вдовы у Ненилы з детьми, да у Василья у Москотинева (Л. 1005) в чети села Мурзинсково ж в живущем и впусте полполполтрети сохи, да перешло за сошным письмом две четверти без третника.
А платить з живущево вдове Нениле з детьми с осмины, а Василью с осмины ж.
За нею ж з детьми поместья в Подлесном стану, а перечень ее поместью писан в Подлесном стану. А дети ее Карпик (Л. 1005 об.) 5 лет, а Миронко 4 лет.
Запись 479
За Васильем за Посниковым сыном Москотинева, что было за Микитою за Башкиным, а после за женою ево четь села Мурзинского на речке на Науре на Крутом враге, а в чети: двор помещиков; крестьян: (в) Томилко Захаров, (в) Марко Иванов, (в) бобыль Пятунка Бачарнин; пашни паханые, добрые земли, осмина, да перелогу семнатцать чети.
(Л. 1006) И обоево: пашни и перелогу семнатцать чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена по Мокше на Тимохинской пожне на Прорве, да в Тиши пожня Парница, да на Сысоевской пожне, да на Рохмовской пожне, да на Савринской пожне, да на Ивановой Мишина пожне по Завитцкой исток, да на пожне Старово Ларова дватцать пять копен; лес черной большой.
(Л. 1006 об.) А сошным письмом списан со вдовиным с Ненилиным поместьем Семеновы жены Башкина з детьми с четью села Мурзинского ж.
За ним же поместья в Подлесном стану в селе в Олгалеве, да в селе в Сотницыне 66 чети бес третника.
И обоево: за ним поместья в обеих станех 83 чети с полутретником."
Далее его можно проследить в Окладных книгах 1676г( ИТУАК 39):
" Л.661. Церковь Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения в Шатском уезде в селе Ласицах. .....
Да по челобитью тое церкви попа Кирила и по приказу старца Никонора, присана ( приписана прим. авт.) к той же церкви Шатского уезду села Крутого пустовые Никольские церкви земли по три чети в поли, в дву потомуж. Да тое-ж церкви приходских людей две деревни -- деревня Кошебеева, деревня Барашева, в них три двора боярских , восмь дворов крестьян, четыре двора бобыльских. И обоево в приходе у той церкви сорок деветь дворов.
И по скаски за рукою тое церкви попа Кирилла, и по досмотру старца Никонора и детей боярских и подьячего и по новому окладу доведется с тое церкви дани рубль, семь алтын з денгою. Пошлин гривна. И перед прежним с тех церквей дани убыло четыре алтына, пять денег, а тому-де лет с тритцеть, как церковь запустела в селе Круглом. ( Крутом прим. авт.).
К сим окладным книгам села Ласиц Успенской поп Кирила руку приложил."
Вот такая история. Исчезали села не только при СССР и сейчас...
Пичугин С.А. 2021г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Ондрей Посников сын Башкин, по верстаню князя Василя Ивановича Буйносова–Ростовского, да дияка Якова Демидова, поместной ему оклад 550 чети, денег ис чети 8 рублев, да придано ему за рязскую службу и за песоченскую поместного окладу 50 чети, да денег к чети придано 4 рубли. И всего ему поместного окладу 600 чети, денег ис чети 12 рублев."
Десятни по Владимиру и Мещере 1615г
Лета 7123-г июня в 26 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федо(ро)вича всеа Руси указу и по грамоте столник и воеводы Василеи Матфеевич Бутурлин да Семен Яковлевич Молвянинов, посадя с собою окладчиков спрашивали по государеву цареву и велик...ЕщёРГАДА 1209-1-530 1614г.:"(Л. 17) Лета 7122-го марта в 6 день, список мещерскои дворяном и детем боярским, про которых сказали окладчики, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии крестному целованю, что кому дворяном и детем боярским поместного окладу и денежного жалованя (Л. 18) при царе Василе до Московского разоренья.....
Ондрей Посников сын Башкин, по верстаню князя Василя Ивановича Буйносова–Ростовского, да дияка Якова Демидова, поместной ему оклад 550 чети, денег ис чети 8 рублев, да придано ему за рязскую службу и за песоченскую поместного окладу 50 чети, да денег к чети придано 4 рубли. И всего ему поместного окладу 600 чети, денег ис чети 12 рублев."
Десятни по Владимиру и Мещере 1615г
Лета 7123-г июня в 26 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федо(ро)вича всеа Руси указу и по грамоте столник и воеводы Василеи Матфеевич Бутурлин да Семен Яковлевич Молвянинов, посадя с собою окладчиков спрашивали по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси кресному целованью и сыскивали мещерены дворяны и детми боярскими и всем городом: мещеряном дворяном и детем боярским при царе Василье и при боярех и при государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Руси прибавлено ли за службы помесного окладу и денежнаго жалованья и те оклады на Москве не приправлены. И окладчики мещеряне дворяне и дети боярския сказали по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси кресному целованю: что кому оклад был при царе Василе и при боярех - и при государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Руси прибавлено. И то писано в десятне. А прибавки были за розные службы. ....
По 600 чети.
(53). Ондреи Посников сын Башкин по государеве грамоте отставлен, а в его место служит сын ево Яков.
К ним относится и первый " революционер " Матвей Семёнович Башкин (XVI век) — представитель реформационного движения. Происходил из детей боярских. Одним из первых на Руси выступил против холопства.
Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи».Его отец Семен Иванович и дядя Алексей Иванович, согласно выписи 1519 года, были совладельцами деревни Башкино в волости Великая Слобода Переяславского уезда.Крестьян не имели и землю обрабатывали сами. Первое известие о Матвее относится к 1547 году, когда он вместе с Ф. Г. Адашевым, Ф. М. Нагим, Ф. И. Шуйским и Д. Р. Юрьевым выступал поручителем за опального князя И. И. Турунтая-Пронского.
Во время Великого поста 1553 года Башкин пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону, однако не ограничился покаянием, а сам, по сути, стал учить священника, призывая его «бдеть о душах наших». В другую встречу, уже на подворье Симеона,...ЕщёБашкины старинный дворянский род.
К ним относится и первый " революционер " Матвей Семёнович Башкин (XVI век) — представитель реформационного движения. Происходил из детей боярских. Одним из первых на Руси выступил против холопства.
Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи».Его отец Семен Иванович и дядя Алексей Иванович, согласно выписи 1519 года, были совладельцами деревни Башкино в волости Великая Слобода Переяславского уезда.Крестьян не имели и землю обрабатывали сами. Первое известие о Матвее относится к 1547 году, когда он вместе с Ф. Г. Адашевым, Ф. М. Нагим, Ф. И. Шуйским и Д. Р. Юрьевым выступал поручителем за опального князя И. И. Турунтая-Пронского.
Во время Великого поста 1553 года Башкин пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону, однако не ограничился покаянием, а сам, по сути, стал учить священника, призывая его «бдеть о душах наших». В другую встречу, уже на подворье Симеона, говорил: «Надобно не только читать написанное в беседах тех, а и совершать на деле. А начало от вас: прежде вам, священникам следует показать начало собою и нас научить». В следующую встречу он уже позвал благовещенского священника к себе. Здесь он сообщил, что отпустил своих холопов на волю, изодрав холопьи грамоты. Подкрепил это евангельской цитатой. Впрочем, сказанное Башкиным пришлось Симеону по душе. Как он впоследствии написал в челобитной: «И мне то показалося добро».
В конце концов он сообщил о столь странном духовном чаде своему сослужителю, протопопу Сильвестру: «Пришёл ко мне сын духовный необычен и великими клятвами умолил меня принять его на исповедь в Великий пост; многое предлагает мне вопросы недоуменные; требует от меня поучения, а в ином и сам меня учит, и я удивился тому и весьма усомнился».Сильвестр отвечал: «Каков-то сын то будет у тебя, а слава носится про него недобрая».
Из-за угрозы со стороны Крыма дело было отложено, а сам смутьян оказался в подклети царского дворца под охраной двух иноков Иосифо-Волоколамского монастыря. В заключении он вдруг стал бесноваться, но потом стал каяться и выдал своих единомышленников: Григория и Ивана Борисовых и других, и сознался, что своё учение он позаимствовал от аптекаря Матфея литвина и Андрея Хотеева, «латынников» . Башкин так же сообщил, что заволжские старцы не только «не хулили его злобы», но и ещ...ЕщёТо есть о Башкине уже говорили как о человеке подозрительном. Сильвестр решается доложить царю, но того в столице нет: он отправился в паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь. За отсутствие царя состоялась ещё одна встреча благовещенского протопопа и Башкина. Опять он позвал священника к себе и показал «Апостол», густо размеченный воском, и начал излагать свои сомнения, а ещё более толкования, которые показались Симеону «не по существу и развратными». В июле Башкин со своими толкованиями предстал перед царём.
Из-за угрозы со стороны Крыма дело было отложено, а сам смутьян оказался в подклети царского дворца под охраной двух иноков Иосифо-Волоколамского монастыря. В заключении он вдруг стал бесноваться, но потом стал каяться и выдал своих единомышленников: Григория и Ивана Борисовых и других, и сознался, что своё учение он позаимствовал от аптекаря Матфея литвина и Андрея Хотеева, «латынников» . Башкин так же сообщил, что заволжские старцы не только «не хулили его злобы», но и ещё укрепляли его в ней.
После того как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним был созван собор. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознался и выдал своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому. Решением собора стала ссылка Башкина и братьев Борисовых в Волоколамский монастырь для «вразумления». Башкин прибыл туда 22 декабря 1554 года.Дальнейшая судьба Башкина неизвестна.
(Л.180) Запись 68
За вдовою за Ненилою за Семеновою женою Башкина, да за ее детьми за Карпиком да за Миронком да за ее дочерью за девкою за Поросковьицею что была за Микитою за Бошкиным и с тем что было за Микитиною женою за вдовою за Стефанидою з дочерми а после за мужем ее за Семеном жеребей села Зименак Сотницына тож на реке (Л. 180 об.) на Олешне под высоким Рамешкам...
За нею ж з детьми поместья в Замокошском стану четверть села [ Мурзинскова семнатцать (Л.183) чети с осминою [ и обоево за нею ] поместья в обеих станех сто шездесят чети а дети ее ныне Карпик пяти лет Миронка четырех лет
(Л.186) .. Запись 163
За Потапом Карповым сыном Башкиным в селце Мурзине а Крутое тож двор помещиков а в нем живут деловые люди:
Тимошка Григорьев у Тимошки сын Кондрашка тринатцати лет да Васка Прокофьев у Васки детей Стенька да Левка да Филька да Гришка Левка семь лет Филька четырех (Л.186 об.) лет Гришка трех лет у Стеньки сын Ивашка да Захарка Иванов у Захарки детей Панька семи лет Федька дву лет
Да двор бобыльской:
(в) Микишка Яковлев у Микишки сын Демка пяти лет
Да двор задворного человека:
(в) Гаврилка Марков у него детей Ивашка пяти лет да Ивашка ж дву лет у него ж зять Власка Васильев у Власки пасынок Гаврилка Филипьев семи лет
И всего за Потапом Башкиным в селце Мурзине а Крутое тож двор бобыльской людей в нем два человека да двор задворного человека людей в нем пять человек