Чрезвычайно оригинальный роман. Во всяком случае, я не знаю другого, где бы главный герой (и оставаясь главным) почти половину повествования пролежал в коме. Бездействуя и всегда в центре. К нему обращены все речи и вокруг него только все происходит. Немой собеседник и неподвижный участник. И даже больше: именно в коме он только и становится главным героем (причем в обоих смыслах этого слова). До этого - заурядный хулиганистый мальчик, учащийся художественного колледжа, не слишком прилежный и не очень добрый. Все меняется после случившегося с ним несчастья. Его новое состояние живого трупа действует как рентген: каждый становится понятен - кто он и чего стоит: бабушка, мать героя, будущий отчим, бывшая девушка, школьные друзья. Но одновременно с каждым из персонажей в повествование входят различные аспекты частной или общей жизни Беларуси. Прошлое родного города и семейные предания (рассказы бабушки), его современность и политическая, и очень частная, личная (рассказы друзей). Все это многообразие втягивается в темное, непостижимое сознание героя, как в черную дыру, а перед читателем проходит смотр белорусской жизни.
Роман психологический, социальный, семейный: преданность и самоотверженность бабушки, отступничество матери, каверзы и расчетливые интриги отчима. Чрезвычайно трогательные страницы мешаются с драматическими и почти безрадостными. И роман -политический. Состояние героя (жизнь в смерти или наоборот) становится еще и метафорой. Герой в коме, в коме и Беларусь; герой выходит из комы, и кажется, что выходит из комы и Беларусь. У героя и его страны удивительно перекрещиваются судьбы; они на удивление вместе. Та самая толпа, бессмысленная и беспощадная, из-за которой герой и оказывается в больнице (давка в подземном переходе - реальное событие жизни Минска) вдруг преображается (увы, на время), просыпается, организуется, борется. И эта звериная толпа очеловечивается. Подобно тому, как герой учится заново ходить, говорить, смешивая языки и в конце концов вырабатывая единый, свой, учится улыбаться, любить, действовать Беларусь. (Или наоборот: непонятно, кто за кем идет вослед.)
Больница, в которой оказывается герой, становится своего рода моделью страны. А выйдя из больницы, он обнаруживает себя самым роковым и трагическим образом связанным с властью, от которой не уйти. Врач, наблюдавший его, человек черствый, расчетливый, эгоистичный, безжалостный и беспринципный, оказывается его отчимом и продолжает владеть его судьбой и жизнью. И эта почти семейная связь подвластных и властвующих также приобретает метафорическое значение.
У романа - открытый финал. Взрыв в метро, рифмующийся с первой начальной катастрофой. То ли спасся герой, то ли погиб. И эта неопределенность его личной смерти соответствует новой полусмерти Беларуси, как и неизвестности, неопределенности ее будущего. Все возвращается на круги свои, недолгое оживление вновь сменяется апатией. То ли жива страна, то ли нет.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2