родилась Вера Александровна Пыпина в семье выдающегося ученого, литератора и общественного деятеля А.Н.Пыпина и уже самим этим фактом ей суждено было оказаться в среде многоликой и талантливой столичной интеллигенции позднеимперской России.
Выделяя старшую дочь из четверых детей (Вера названа в честь главной героини романа 1860-х годов «Что делать?»), отец завещал именно ее заботам свой личный архив. Уроженка Петербурга, 17-летняя Вера по окончании Василеостровской гимназии в 1879 года поступила на Педагогические курсы Санкт-Петербургских женских гимназий.
На формирование характера и интересов В.А. Пыпиной повлияли впечатления, полученные во время поездки с матерью в Италию в детские годы. Там она познакомилась с известным скульптором Ф.Ф. Каменским, и по возвращении в Санкт-Петербург родители пригласили его брата, художника-акварелиста М.Ф. Каменского, в качестве домашнего учителя для дочери. Одновременно с учебой на Педагогических курсах Вера Александровна прошла общий курс обучения в Рисовальной школе при Императорском Обществе поощрения художеств. Значительное место в ее жизни занимала работа над световыми картинками для Волшебного фонаря. Раскрашивая их, она иллюстрировала литературные произведения, рисовала портреты известных художников и писателей.
В её жизни незримо, но всегда присутствовал образ знаменитого родственника – Николая Гавриловича Чернышевского. Вместе с его младшим сыном Михаилом Николаевичем она стремилась сделать наследие писателя известным как можно большему числу людей. Работа в этом направлении стала делом её жизни задолго до революции. Однако, на новый уровень популяризация и мемориализация наследия Пыпиных-Чернышевских вышла только в послереволюционные годы, когда Михаил Николаевич Чернышевский со своей семьёй переезжает в Саратов и начинает заниматься здесь организацией музея, посвященного отцу. «Выстрадав», по выражению Веры Александровны, свой музей, Михаил Чернышевский возглавил его. Вера Пыпина помогала при перевозке коллекций и экспонатов будущего музея из Петрограда в Саратов, приняла деятельное участие в работе по созданию первых экспозиций.
В 1920-х годах Вера Александровна, став внештатным сотрудником Дома-музея Н.Г. Чернышевского, передала в фонды музея тысячи подлинных документов и рукописей семейной переписки за 1840-е-1900-е гг., насчитывающей несколько тысяч писем, а также личные вещи Чернышевских и Пыпиных. Пыпина проводила серьёзную исследовательскую работу, разбирая семейный архив. Результатом стало издание книги «Любовь в жизни Чернышевского» и работа над своими мемуарами «Отец и мать в моем уме и сердце», «К биографии А.Н.Пыпина», хранящимися в фондах музея-усадьбы.
Ценнейшие мемориальные предметы как кольцо-печатка, медаль 1812 г., медный крест священника Егора Ивановича Голубева, деда Чернышевского, переданные Верой Александровной в 1926 году сегодня можно увидеть в экспозиции «Отечества достойный сын». А ее акварельная работа «Дом Чернышевских» 1889 г. стала основой для воспроизведения цветовых решений мемориального дома в процессе его реставрации.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев