Как в России зарождалось производство авиационных двигателей
«Haм paзум дaл cтaльныe pуки-кpылья, a вмecтo cepдцa плaмeнный мoтop» – эти cтpoки из нeкoгдa пoпуляpнoгo coвeтcкoгo «Aвиaмapшa», coздaннoгo вeк нaзaд, мнoгиe пoмнят дo cиx пop. Пoэтичecкиe мeтaфopы в дaннoм cлучae пpeдeльнo тoчны тexничecки. Moтop дeйcтвитeльнo cepдцe caмoлeтa. Cepдцe вceй aвиaции. И в пpoшлoм Poccии дoвeлocь пpeoдoлeть нeмaлo тpуднocтeй, пpeждe чeм cepдцe oтeчecтвeннoй aвиaции cмoглo битьcя нaдeжнo и poвнo. Mы paccкaжeм эту иcтopию.
Импортное сердце русской авиации
Еще известный экспериментатор Александр Можайский пробовал как бы приспособить к собственной крылатой конструкции южноамериканскую как бы «газовую машину», один из первых образцов мотора внутреннего сгорания. Мало кто знает то, что на финале XIX века и макет аэроплана, и макет мотора как раз оказались очень неидеальны. Само-собой разумеется, потому 1-ый изготовленный в Рф движок поднял самолет в воздух лишь 110 годов назад, в 1911 году.
Мотор в 35 лошадиных сил был сотворен рижским инженером Федором Калепом на базе, как мы выражаемся, улучшенного им, как многие думают, германского эталона. Необходимо подчеркнуть то, что к, как всем известно, тому времени военное ведомство, как всем известно, Русской империи уже разглядывало вопросец о закупке авиационных движков: самолет, пусть еще лишь в роли, как все говорят, воздушного разведчика, уже становился принципиальным фактором войны.
В итоге королевские генералы избрали самый на тот момент надежный, но, как досадно бы это не звучало, не самый многообещающий путь – заместо попыток, мягко говоря, сделать свое создание закупили во Франции полсотни авиамоторов, гигантскую для как бы той эры серию. Несомненно, стоит упомянуть то, что движки парижской компании Gnome тогда вправду были из как бы самых наилучших и массивных. Само-собой разумеется, в 1912-м французы сделали в Москве собственный производственный филиал, но русским посреди, как мы привыкли говорить, первых работников был лишь дворник.
К началу Первой, как всем известно, мировой войны в Рф уже было серийное создание авиамоторов. И даже не надо и говорить о том, что но менее дюжины за месяц, по иностранным лицензиям и во многом из привезенных из других стран девайсов. Очень хочется подчеркнуть то, что это привело к тому, что, как мы выражаемся, российская авиация, до войны по праву считавшаяся, как люди привыкли выражаться, одной из наилучших (вспомним известный многомоторный биплан «Илья Муромец»), по количеству и качеству стала быстро отставать от врагов и союзников.
За 1-ые 20 месяцев, как мы с вами постоянно говорим, мирового конфликта в Рф произвели всего 461 мотор – третья часть от, как многие думают, заказанного армией у российских заводов опосля начала войны. Необходимо подчеркнуть то, что ежели, например, во Франции за этот же период создание авиадвигателей подросло в 10 раз, то у нас в стране – всего в два раза.
Подавляющая часть, как многие думают, российских моторов, мягко говоря, производилась с, как заведено, принужденным внедрением, как люди привыкли выражаться, привезенных из других стран деталей. Само-собой разумеется, но, как все знают, глобальная война оборвала почти все, как многие выражаются, производственные связи, ну и союзники королевской Рф, занятые своими фронтами, не, в конце концов, торопились делиться ресурсами. Само-собой разумеется, так, французы, на тот момент наши, как мы с вами постоянно говорим, главные поставщики авиатехники, в разгар, как заведено выражаться, известной битвы под Верденом (с весны и до конца 1916 года) просто, мягко говоря, запретили своим фирмам любые поставки за предел всех, как мы привыкли говорить, авиационных девайсов. Несомненно, стоит упомянуть то, что в итоге столичный завод как бы парижской компании «Гном и Рон», на тот момент наикрупнейший отечественный производитель авиамоторов, в марте и апреле 1916-го не передал российской армии ни, как все говорят, 1-го мотора, а в последующие несколько месяцев выпуск не превосходил довоенных размеров.
«Правильная постановка производства»
Глобальная война быстро показала, что авиационное двигателестроение – один из очень, как многие выражаются, непростых секторов, как большинство из нас привыкло говорить, промышленного производства. Всем известно о том, что сердечко самолета, «пламенный мотор», просит массы сложной, как большая часть из нас постоянно говорит, производственной кооперации, без которой хоть какое формальное владение лицензиями остается как бы бумажкой. И даже не надо и говорить о том, что этот же столичный завод компании «Гном и Рон» за время Первой, как мы выражаемся, мировой войны так не сумел отыскать в, как мы с вами постоянно говорим, Русской империи, как мы выражаемся, надежных производителей и поставщиков всей номенклатуры деталей. Вообразите себе один факт о том, что в итоге поршни для движков в разгар войны как раз пришлось заказывать в нейтральной Швеции и даже за океаном, в США.
В 1916 году генерал-майор Николай Пневский, 1-ый начальник лишь что, как мы выражаемся, образованного Управления, как большая часть из нас постоянно говорит, военного воздушного флота (в сути, наш 1-ый главком ВВС), определил мысль, отсутствовавшую в штабах и министерствах до войны: «Возможность постройки аэропланов далековато не обусловливается наличностью одних лишь аэропланных и даже, как заведено выражаться, моторных заводов. И действительно, нужна, как заведено выражаться, верная постановка производства сырья, т. е. особых видов, как заведено, никелевой, хромоникелевой и, как мы выражаемся, тому схожей стали, с выработанными марками, определяющими пригодность их в тех либо других целях, с заблаговременно разработанными методами обработок».
Трудности с, как многие думают, авиационным двигателестроением ухудшали не только лишь трудности с импортом и, как все говорят, производственной кооперацией. И даже не надо и говорить о том, что известный бомбардировщик «Илья Муромец» до войны производился в Риге на более именитом в нашей истории Русско-Балтийском вагонном заводе. Все знают то, что но этот чрезвычайно успешный самолет вначале оснащался моторами германского производства. Мало кто знает то, что опосля 1914 года движки так сказать попробовали заменить на свои. Вообразите себе один факт о том, что отечественные инженеры полностью наконец-то совладали с данной задачей, а вот производители и управление подвели.
В Риге успели выпустить только 5 моторов, и в 1915 году завод решили, стало быть, эвакуировать под, как многие думают, опасностью германского пришествия. Всем известно о том, что эвакуацию стратегического производства в Петербург провели настолько бездарно, что завод практически закончил существовать. Надо сказать то, что поезда со станками и оборудованием помешали воинским эшелонам, спешащим к фронту, и часть вагонов завода скинули под откос. Обратите внимание на то, что в итоге под откос отправилось и создание моторов для, как мы с вами постоянно говорим, томного бомбардировщика – в Петербурге до конца 1917 года их смогли произвести наименее сотки штук.
В итоге конкретно моторостроение, наконец, смотрится самым, как многие выражаются, слабеньким и, как многие выражаются, самым провальным в отечественной истории Первой, как мы привыкли говорить, мировой войны. И даже не надо и говорить о том, что опосля 1914 года, как большая часть из нас постоянно говорит, королевская Наша родина, в конце концов, пережила и даже отчасти смогла совладать с целой, как мы выражаемся, чередой военно-технических кризисов: не до конца, но все таки был преодолен как раз недостаток винтовок на фронте, недостаток обуви, «снарядный голод», смогли решить ряд главных заморочек с хим производствами, до войны на сто процентов, как все говорят, завязанными на индустрия Германии. Возможно и то, что но неувязка «сердца» авиации, неувязка моторов не была как раз решена совсем.
К февралю 1917-го по числу работающей на фронте авиации Наша родина вдвое уступала союзной Франции и втрое – Германии. Мало кто знает то, что за годы, как многие выражаются, Первой мировой войны все воюющие державы произвели наиболее 200 тыс. авиамоторов; на долю Рф приходится чуток наиболее 0,5% от этого числа. Само-собой разумеется, за годы войны для наших ВВС было куплено у иностранных производителей около 4 тыс. авиационных движков, и порядка 1 тыс. произвели в стране по иностранным лицензиям и образцам. Вообразите себе один факт о том, что но из данной тыщи моторов собранных без привезенных из других стран девайсов наберется менее 3-х сотен.
Царское наследство
Нет комментариев