1) РСФСР
= Это литературный клип! Слушайте трек и одновременно читайте рассказ ==
Очередное мероприятие, собравшее более сотни участников, прибывших из СНГ и стран Прибалтики, проходило в штатном режиме. Жизненно-важные цели объединили менеджеров высшего звена компаний топливно-энергетического комплекса, производителей оборудования для энергетики, представителей инвестиционных банков, проектных и инжиниринговых организаций, научных учреждений, экспертов и аналитиков. Не обошлось и без отраслевых СМИ.
Деловая часть начиналась в десять утра и заканчивалась к шести вечера. Научные доклады сопровождались обсуждением основных вопросов, обозначенных в сессиях. В перерывах на кофе-брейк и обед, участники обменивались впечатлениями, а после деловой части оставались на коктейль, чтобы в непринужденной обстановке познакомиться друг с другом поближе.
И это время было не менее важным, чем весь прошедший день. Ведь деловая обстановка сменялась теплым общением. Расслабившись, люди рассказывали о себе, своих семьях, делились воспоминаниями и много рассуждали.
Дотошный Иван Михайлович никак не мог остановиться, и то и дело вовлекал в научный спор своих коллег.
- Друзья, о работе ни слова. Хватит уже, завтра наговоримся. Давайте немного отвлечемся. И, с каждого какая-нибудь интересная история из жизни, - предложил Вячеслав Вениаминович.
- Вот вы, первый, и поделитесь, - с некоторым разочарованием высказался Иван Михайлович.
- Хорошо! Начнем. Мой троюродный дядя - нарком электростанций СССР Дмитрий Георгиевич Жимерин родился в многодетной крестьянской семье. Кроме него еще было восемь сестер и два младших брата. Отец дяди плотничал, а мама вела хозяйство. В девять лет его отдали в школу-четырехлетку. Оказалось, что у мальчика огромная тяга к чтению и к знаниям. Окончив школу, он поступил в профессионально-техническое училище при Тульском оружейном заводе. В двадцатом году покинул родное село Дубки навсегда. Поступил в Московское высшее техническое училище, и, наконец, в МЭИ, где в 1931 году мой дядя получил диплом инженера-электрика. А потом было много работы, прежде чем он стал наркомом. Был в его судьбе один примечательный случай. Но он не любил про него вспоминать.
«….Москва 18 декабря 1948 года. Вечером этих суток произошла серьезная авария. Полностью отключилось электропитание, остановился транспорт, прекратилось электроснабжение Кремля. Дядя срочно прибыл на диспетчерский пункт Мосэнерго, находящийся на Раушской набережной. Почти одновременно с ним приехал Берия. Состоялся очень жесткий разговор. На следующий день в своём кабинете Берия, выхватив пистолет, угрожал застрелить управляющего Мосэнерго Михаила Уфаева, но дядя бесстрашно закрыл подчиненного собой, и тем самым спас того от неминуемой расправы…»
- Вот так, друзья, решались вопросы тогда. Никого не журили, не снимали с премий, не отстраняли от должности. На кону стояла сама жизнь! - закончил свою историю внучатый племянник именитого дяди Вячеслав Вениаминович.
- Хм, прискорбно, однако! Дорогие мои, да, то время отличалось чудовищной несправедливостью к своим героям, но и грандиозности и масштабов у него не отнять! А что касается вашего дяди, то он действительно настоящий боец. Ведь его вклад в развитие энергетики трудно переоценить. Советский тип хозяйства позволил соединить электростанции и распределительные сети в Единую энергетическую систему. Вдумайтесь только! Это уникальнейшее сооружение, связавшее страну надежными линиями энергообеспечения и давшее большой экономический эффект за счет переброски энергии по долготе во время пиковых нагрузок в разных часовых поясах, - Иван Михайлович увлекся любимой темой, а это означало, что рассуждать он может до утра.
- Причем, друзья, нарком стал народным комиссаром электростанций в разгар войны. Сталин его тогда выбрал по праву за знания и опыт, - добавил Евгений Карлович.
- В свете истории об этом удивительном человеке, смею заметить, еще Ленин пришел к выводу, что создавать высокопроизводительные машины и агрегаты, обеспечивающие максимальную механизацию труда, могла только электрическая энергия. И при его жизни в 1920-1921 годах удалось ввести в эксплуатацию электростанций общей мощностью 12 тысяч кВт. Да, это было очень скромное начало, - продолжал Иван Михайлович.
- В 1913 году, накануне Первой мировой войны, царская Россия заметно отставала от всех промышленно развитых стран Европы по производству электроэнергии. Но уже в 1940 году суммарная мощность советских электростанций превысила 11 миллионов кВт. Вы только вдумайтесь! Мы тогда вышли на третье место по этому показателю, опередив Англию, Францию, Италию и Швецию! – победно добавил ученый.
- И в этом есть огромная заслуга вашего знаменитого родственника, мой дорогой коллега, - обратился Иван Михайлович к Вячеславу Вениаминовичу.
- Думаю, что мы еще не раз в своих историях коснемся легендарного наркома. Ведь без его прямого участия не обходилось ни одно дело. Он принимал вполне правильные решения, благодаря которым мы сейчас имеем то, что имеем. Простите за каламбур, - улыбнулся коллегам Евгений Карлович.
- Я бы еще отметил, кроме того, что он был талантливым инженером и отличным руководителем, дядя обладал настоящими человеческими качествами. Это был смелый, честный и справедливый человек. Аварии тогда случались не редко. Каждый в этот момент пытался переложить ответственность на коллегу. Страх принуждал себя так вести. Дядя рассказывал об одном инспекторе, который после каждого рассмотрения причин аварии докладывал, что за ней стоит вредитель и его нужно судить. Но он категорически был не согласен с этим и вставал на защиту людей. Доброта и вера – были его главными чертами характера, - сказал Вячеслав Вениаминович.
- Я помню про один случай. На Шахтинской ГРЭС Ростовской энергосистемы. Тогда произошла страшная авария. Паровая турбина мощностью 22 тысячи кВт просто пошла в разнос. Достигнув критического числа оборотов, она начала разваливаться. Бандаж ротора выскочил из корпуса, пробив бетонную кровлю машинного зала, улетев на 500 метров. Турбогенератор был полностью разрушен. Только благодаря скрупулезному разбирательству никого не расстреляли, признав, причиной - скрытый дефект. В этом была заслуга наркома Жимерина, - заметил Евгений Карлович.
Наступила тишина. Все задумались, словно перенесшись в то грандиозное время, когда существовала огромная страна под названием СССР и одна из республик, входивших в ее состав, подарив своего талантливого сына, чтобы он прославил Родину и оставил для потомков великое наследие.
Продолжение следует…..
==
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев