
«Он отличался очень красивой наружностью, но держал себя сдержанно, и выражение лица его было холодное, чтоб не сказать гордое», — так современники описывали князя Адама Ежи Чарторыйского, министра иностранных дел и друга императора Александра I.
Чарторыйский участвовал в войне против России в 1792 году, но потом поступил на службу в русскую императорскую гвардию. Там он сдружился с молодым наследником престола Александром Павловичем.

«Император Александр с самой первой нашей встречи… не переставал осыпать меня знаками своего благоволения и даже дружбы, какая редко бывает между государями и подданными», — вспоминал князь.
Став императором в 1801 году, Александр ввел Чарторыйского в ближний круг своих советников, а в 1804 году сделал его министром иностранных дел.
Чарторыйский выступал последовательным противником Бонапарта и многое сделал для создания Третьей антифранцузской коалиции. Он активно продвигал идею воссоздания польско-литовского государства «под главенством русского государя».
После поражения в Аустерлицком сражении 1805 года позиции Чарторыйского пошатнулись, число его противников росло, и в следующем году он подал в отставку. Тем не менее, в 1814 году царь привлек его к участию в Венском конгрессе, где обсуждалось создание Царства Польского в составе Российской империи.
В период царствования Николая I Чарторыйский перестал играть значимую роль в государственных делах, однако стал одним из руководителей польского восстания 1830-1831 годов. После поражения обосновался во Франции, где до глубокой старости участвовал в разного рода антироссийских движениях.
Нет комментариев