Это случилось в самом начале Первой мировой войны. Германская армия как каток неслась на Париж, и французы отчаянно просили Россию скорее перейти в наступление и отвлечь на себя силы противника.
Хотя российские вооруженные силы еще не были готовы к военной кампании, Николай II пошел союзнику навстречу. 17 и 20 августа 1914 года армии генералов Павла Ренненкампфа и Александра Самсонова вошли в Восточную Пруссию.
Ренненкампфу удалось одержать над 8-й германской армией блистательную победу. Опасаясь потери Восточной Пруссии, германское командование стало снимать свои части с Западного фронта и перебрасывать их на восток.
Немцы готовились к контрудару, но в русском Генеральном штабе были уверены — враг хаотично отступает. Самсонов все дальше углублялся на запад, отдаляясь от Ренненкампфа. Армия шла почти вслепую: разведка велась слабо, донесения приходили с опозданием, а корпуса теряли связь со штабом.
Более того, вся оперативная информация передавалась по радио открытым текстом без использования шифров, так что немцы без труда читали перехваченные телеграммы.

«У нас был союзник — наш враг. Мы знали все планы противника», — вспоминал немецкий генерал Макс Гофман.
26 августа немцы бросили все свои силы на дезориентированную армию Самсонова и взяли ее в «клещи». Ренненкампф прийти на помощь так и не успел.
Разгром был полный: больше половины личного состава погибло, пропало без вести или попало в плен. Сам командующий застрелился 30 августа.
Между тем русское наступление в Восточной Пруссии фактически спасло Францию от поражения. Из-за переброски резервов на восток немецкий прорыв к Парижу так и не состоялся.
Комментарии 3