В том или ином виде культ некого ящера отчетливо прослеживается во всех северо-западных регионах Руси, а также в Беларуси и Литве. Можно сказать, что во всех северных прибрежный районах Европы существовали легенды, обряды (а следовательно и сюжеты в резьбе и росписях), посвященные Ящеру, Морскому Дракону, Морскому Царю и Полозу.
Еще одной точкой концентрации культа звероящера в России является Пермский край, где ящер (наряду с лосем) является ключевым персонажем литых бронзовых пластин известных под общим названием пермский звериный стиль.
📌«Культ владыки подводно-подземного мира был мало связан с земледельческим мировоззрением славянских племен лесостепного юга… Зато в озерном севере образ ящера част и устойчив… Но и в славянских древностях ящер встречается, особенно в северном регионе…» (Б. А. Рыбаков)
Добавим сюда сказки про Змея Горыныча или Чудо-Юдо, на съедение которому (обязательно у морского берега) привязывают красавицу, былины о Садко и Морском царе, который требует себе подарков, странные свидетельства путешественников о «домашних» четерыхлапых змеях, минские городские легенды, Елабужский оракул, где змей якобы давал ответы на важнейшие вопросы, а также множество топонимов и названий населенных пунктов русского северо-запада: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера, Малая и Большая Ящера, Левое и Правое Ящерово, село Спас-Коркодино с одноименным монастырем под Клином (на карте Шуберта 1860 года она называется Спас-Крокодильный)…
Сюда же следует отнести и иные формы транскрипций — например, Юшино, Ешино, Яссы, Яшино, Езерище. А также различные вариации — Полозово, Выползово, Полозки и проч. Таких озер и деревень — бесчисленное количество и в особенности в Тверской, Новгородской, Псковской земле.
📌Свидетельства о том, что на Руси жили крокодилы или ящеры
Начнем со знаменитого «Сказания о Словене и Русе» — оно сохранилось в нескольких вариантах записи в Мазуринском летописце, в «Повести о стране Вятской» и других летописных документах датируемых разными веками. В самом же сказании речь идет об истории Руси с древнейших времен до наших дней.
В контексте разбора темы про ящеров нам будет интересен отрывок, посвященный старшему сыну князя Словена — Волхову. В тексте он описывается как волхв и чародей, который умел превращаться в «лютого зверя коркодила». Княжич Волхов «постави…градок мал на месте некоем, зовомо Перыня», что есть не что иное как капище Перынь неподалеку от сегодняшнего Великого Новгорода. Самого княжича люди, согласно «Сказанию» «сущимъ богомъ (окаянпаго того) нарицйху». Далее:
📌«…удавлен от бесов в реке Волхов…окаянное его тело несено бысть вверх по оной реке Волхову и извержено на брег противу Волховного его градка, идеже ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от невегласи (прим. — термин „невегласи“ в летописях обозначают язычников, поклонников дохристианской веры) погребен бысть окаянный, с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, якож обычай есть поганым».
Слова древнего текста хоть и довольно ясны, но смысл от нас ускользает — когда именно произошло «свержение прежних кумиров» и о ком именно здесь идет речь — о реальном княжиче-чародее, о неком идоле, олицетворявшим бога или же о «лютом звере коркодиле»? В тексте они все неким образом сливаются воедино. Но самое интересное в том, что поклонение им связано с конкретным местом — Перынским святилищем, возможно самым первым на Руси, вторая же важная деталь — народ оплакивает смерть Волхова-коркодила и справляет по нему великие тризны, что говорит не о страхе, а об искреннем почитании.
1068 год — в «Беседах Григория Богослова об испытании града», где он проповедует против языческих обрядов есть строки из которых следует, что в реке по-прежнему жил некий зверь, которому «творили требы»:
📌«…Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)… бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».
1549 год — тогда были впервые опубликованы «Записки о Московии» Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата Священной Римской империи, долгое время проживавшего на Руси и немало путешествовавшего по ней. Это один из ценнейших и наиболее уважаемых источников посвященных Древней и Средневековой Руси. Описывая свой проезд через Самогитию («Ближайшая область к Литве, Самогития, лежит на севере у Балтийского моря и на пространстве четырёх герм. миль тянется между Пруссией и Ливонией») он упоминает неких «домашних» змеев с четырьмя лапами длиной примерно 60–70 см:
📌«Эта область изобилует рощами, и лесами, в которых иногда происходят страшные сцены. Ибо там много язычников, которые содержат у себя в домах, как пенатов, каких-то змей, с четырьмя короткими ногами на подобие ящериц, с чёрным и толстым телом, имеющих не более трёх пядей в длину и называемых гивоитами (Givuoites); в положенные дни, очистив свой дом и поставив пищу, они всей семьёй, в каком-то ужасе покланяются этим змеям, пока, нажравшись, те не уползут в своё место. Если им приключится что-либо дурное, [170]то они это приписывают тому, что домашнее божество, змея, было худо принято и накормлено». (Сигизмунд фон Герберштейн. «Записки о Московии». Глава: О зверях. Стр 170).
1582 год — в Псковской летописи (30 й-том Полного Собрания Русских Летописей) есть описание целого нашествия «коркодили лютые звери», которые поели немало людей:
📌«В лета 7090 (1582 год) изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужаса-ша людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иных избиша».
Официальное объяснение этому следующее - либо речь идет о бесчинствах опричников Ивана Грозного, которые сравниваются с «коркодилами», либо… с некого торгового судна сбежали в реку настоящие крокодилы, которые наделали невероятный переполох.
🤔Ни то, ни другое не выдерживает критики — во-первых, речь в отрывке идет именно о зверях, которые вышли «из реки» — нет никакого намека на образное сравнение с "лютыми" людьми. Во-вторых, автор уверенно пишет не просто о каких-то лютых зверях — а именно о «коркодилах» из чего следует, что такие звери ему известны и для них даже есть специальное название. И наконец — что это за судно, которое через Псков (!) везло куда-то (на север? кому? для чего? чем их кормили в пути?) целую стаю крокодилов? И как эти африканские рептилии после своего предполагаемого побега чувствовали бы себя в наших северных широтах? Может быть, и климат тогда был другой — но в этом случае, почему бы тут не жить «своим» северным крокодилам?
📌Об оракуле-змее на камских берегах упоминается и в третьей песне известной эпической поэмы «Россиада», также пишет о нем и историк-этнограф М. Д. Чулков. Последний упоминает и о змее Зиланте, который кстати изображен на гербе современной Казани. Чулков поясняет, что «зилант» — это болгарское название для дракона, славяне же называли змеев словом «смок».
📌26 июня 1889 г. — уездный исправник В. А. Беляев расследовал дело о появлении некого существа, напоминающего крокодила в Чеболукшской губе Онежского озера, близ деревень Лукин Наволок, Павловичи и Чеболукша. Об этом параллельно и независимо друг от друга свидетельствовали несколько крестьян. Само же существо по их описаниям имело плоский вид с длинный хвостом, кожу черного цвета, покрытую чешуей вроде рыбьей, и издавало свистящие звуки, напоминающие свист, конское ржание и человеческий смех. Информация о происшествии хранится в Национальном архиве Республики Карелия.
📌Есть также пара косвенных свидетельств о крокодилах в летописях, которые хоть и не описывают реальные события с ними, но указывают на то, что в крокодилов «верили», а само слово «коркодил» было на Руси прекрасно известно, причем настолько хорошо, что его уместно было использовать для описания качеств князя.
Так, в послании митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху (XII в.) есть такие строки:
📌«И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие».
‼ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ‼
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев