Я должна ему сказать, что он мой духовник? Имеет это значение или нет?
– Я попробую ответить на этот вопрос чуть пространно. Если вы понимаете, что вам нужен духовник, а мы в начале нашей передачи сказали, что это дело доброе и полезное, что это условие, которое помогает нам идти к Богу, и достаточно серьезное условие духовного успеха в жизни человека, то, наверное, самым правильным путем будет прежде всего попросить об этом Бога. В конце 1990-х годов, когда я сам, будучи юношей и учась в светском ВУЗе, начал сознательно ходить в Церковь, исповедоваться и причащаться, я у Бога духовника попросил. Я сказал: "Господи, дай мне духовника! Мне нужен духовник". Буквально через месяц-два я оказался у отца Иоанна Миронова на заводе АТИ на Цветочной, 16. Поэтому здесь первый закон – просите. И дастся вам. Так Господь сказал. Если вам нужен духовник, попросите: "Господи, укажи мне духовника. Дай мне, пожалуйста, духовника".
Не надо искать ни толстого, ни тонкого, ни доброго, ни злого. Не надо искать какого-то особенного. Пожалуй, единственное – это то, что духовник должен понимать того человека, который к нему приходит, у него на этого человека должно хватать времени и любви, чтобы этого человека выслушать, чтобы вникнуть в его проблему, в его жизненные обстоятельства. Если у вас с батюшкой такие отношения сложились, он готов вас выслушивать, готов нести ваши немощи, готов вместе с вами молиться, сопереживать, то вы нашли своего духовника. Но вы можете еще раз спросить об этом Господа, попросить, чтобы Господь это указал.
Потому что наше общение с Богом всегда происходит между двух крайностей. Каких крайностей? Собственно говоря, и отношения с духовником тоже происходят так. С одной стороны, мы не должны своевольничать. Если человек будет искать только своей воли, только своего плана спасения, именно того образа своего духовного возрастания, как он видит, как ему представляется, то в своей духовной жизни, скорее всего, такой человек успеха иметь не будет. Невозможно творить то, что ты хочешь, и получить в итоге от Бога то, что Господь дает. Потому что успех в духовной жизни зачастую зависит от того, насколько грамотно мы отсекаем свои греховные страсти. Они пронизывают нашу душу, поэтому начинают требовать своего даже под видом чего-то благого. Тем не менее мы ищем своего. Поэтому духовник должен уметь это отсекать.
А есть другая крайность, когда человек начинает требовать от духовника, чтобы батюшка вел его и давал указания по каждому мелочному поводу жизненного выбора. "Батюшка, благословите это сделать, то сделать. Благословите в магазин сходить, грядки вскопать". Это немножко странно.
Мы должны стараться главные духовные вопросы согласовывать с Господом и для этого обращаться к тем священникам, которые находятся рядом; просить, чтобы Бог через этих священников открыл нам Свою святую волю.
Конечно, хорошо, когда рядом такое сокровище, как отец Иоанн Миронов. Почему вокруг него собиралось огромное количество верующих? Потому что батюшка был тружеником. А тот, кто труженик и исполняет волю Божию, того и Господь всегда слышит. Батюшка от своих трудов, от своего богатства мог поделиться с людьми, которые к нему приходили. При этом так устроено богатство духовное, что чем больше ты им делишься, тем больше его становится у тебя самого. То есть невозможно сказать, что батюшку исчерпали.
Он, конечно, уставал. Я прекрасно помню, как в конце 90-х пришел в храм на улице Цветочной, 16. Тогда отец Иоанн по лестнице поднимался еще сам. Но чем дальше, тем больше к нему приходило народа и тем больше у него проявлялась немощь. Но он как солдат: отступал, но не сдавался. Одно время он всю службу стоял, потом на некоторое время мог присесть, потом больше сидел, потом его уже под руки вели. Тем не менее он каждый раз приходил и всех выслушивал. Это очень важно.
Очень важна последовательность в духовном труде. Чтобы спастись, человеку нужно много трудиться, понуждая себя в преодолении своей духовной немощи. Царствие Небесное нудится (Мф. 11, 12). Тот, кто себя понуждает к духовному труду, к молитве, начинает получать от Бога духовные дары, если законно подвизается. Это очень важный момент.
Помню, к батюшке пришел человек и сказал: "Батюшка, я по 300 поклонов кладу". Отец Иоанн ему: "Не надо по 300, клади по 30". Через какое-то время пришел этот человек и говорит: "Батюшка, тяжело по 30 класть, можно я поменьше буду?" Почему так происходит? Когда человек делает что-то по своей воле, подключается гордыня, самость. Труд без благословения вроде бы кажется легким, но бывает бесплодным. А когда человеку дают благословение, когда он не от себя действует, а исполняет послушание, тогда то же самое действие становится более тяжелым, но оно будет законным, плодотворным, приносящим добро человеку.
Поэтому батюшка много раз осаживал людей в их подвигах. Я никогда не помню, чтобы батюшка давал кому-то очень серьезные епитимии. Тридцать поклонов – это, конечно, много. Он мог дать три покаянных поклона. Кому-то мог дать и сто, но не как наказание, а как благословение на духовный труд, чтобы человек не расслаблялся.
Опытный духовник чувствует, знает, насколько человека можно нагрузить, чтобы, с одной стороны, он не пребывал в лености; с другой стороны, не начал от этих подвигов превозноситься: мол, вот я сколько делаю, как серьезно тружусь, какой я молитвенник. В настоящем духовнике нет тщеславия, гордости, нет желания властвовать, управлять людьми. У него есть только одно желание – чтобы человеческая душа стала чище и ближе к Богу. И когда это происходит, для духовника это великая радость.
Почему священники перед исповедью каждый раз предупреждают, чтобы человек не скрывал свои грехи? Перед духовником ни в коем случае нельзя красоваться, нельзя казаться лучше, чем ты есть. Понятно, что хочется, человеческая природа так устроена. Когда, например, мы к родителям приходим, мы хотим им рассказать прежде всего о своих успехах, о том, что у нас хорошо получается, а то, что не получается, стараемся скрыть. Так вот, с духовником такого быть не должно.
Духовник должен вести человека к Богу и никогда не должен закрывать собою Господа. Часто так бывает, что люди ищут не просто духовника, а какого-то особого духоносного старца, у которого происходит великое множество чудес, исцелений и прочего. Безусловно, рядом с отцом Иоанном были и чудеса, и исцеления, и он обладал прозорливостью. Но батюшка это всегда прятал, не давал человеку акцентироваться на факте чуда, а вел к Богу.
Прекрасно помню, как в храме в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" начала мироточить и благоухать икона. И батюшка сказал, чтобы ее быстренько унесли. Потому что у человека есть искушение искать вместо Бога чудес, искать старцев, духовника ставить на место Господа. Потому что Богу служить тяжело: перед Ним стыдно, и мы Его не видим своими телесными очами. Тем не менее именно этого служения ждет Господь, и именно этого служения ждет добрый духовник.
Священник Алексий Дудин


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3