История Волховской росписи.
Волховская роспись — это не просто украшение предметов быта, а живое дыхание старины, воплощенное в каждом мазке кисти.
🎨 Зарождение и расцвет промысла
Основными предметами, которые украшали в технике волховской росписи, были прялки — важнейший элемент женского обихода в старину. Прялка не только служила инструментом для прядения, но и символизировала женскую судьбу, являясь в доме настоящим оберегом. Чем богаче и искуснее была украшена прялка, тем больше она ценилась. В XIX веке в деревушках Ладожского региона мастера начали превращать эти предметы повседневного обихода в настоящие произведения искусства, украшая их великолепными орнаментами. Самыми известными центрами этого искусства стали деревни Сырецкое и Славково, где мастера-самородки, такие как Василий Кораблев-Шустов и Иван Гаврилов, создавали удивительные прялки, которые сияли теплом и светом.
🌸 Сказка волховского розана и техника исполнения
Сердце каждой волховской росписи — это розан, окружённый листьями и цветами, нанесёнными в технике градиентного мазка. Этот уникальный приём создавал эффект плавного перехода от одного цвета к другому, будто на изделие падал солнечный свет. Художники наносили сразу несколько оттенков на кисть, придавая рисункам глубину и живость. На старинных прялках розан выполнен в двух ярких оттенках: синий и красный. Сюжеты напоминают символы природных стихий, которым поклонялись люди - земли, воды, неба. Возможно, красная часть цветка олицетворяла огонь, синяя - воду. Эти символы и взяли за основу современного варианта росписи, а главным ее элементом стал розан.
👑 Прялки «золоченки» и «крашенки»
Волховские прялки делились на два типа: золоченки, украшенные золотыми орнаментами, и крашенки — более сдержанные по цветам, но не менее изящные. Строгих правил относительно цвета фона для крашенок не существовало, но чаще всего использовались красный и жёлтый. Каждая прялка несла в себе индивидуальность мастера и хозяйки. Именные прялки, на которых мастер указывал имя владелицы, передавались из поколения в поколение, становясь семейными реликвиями.
💫 Золотой цвет и его секреты
Особое место в росписи занимал золотой цвет, который использовался для украшения знаменитых прялок-золоченок. Этот цвет достигался путём нагрева при высоких температурах изделий, покрытых олифой и серебристым металлическим порошком. В результате получался роскошный, сияющий оттенок, превращавший простые предметы в настоящие произведения искусства. Техника эта пришла от хохломской росписи и иконописи.
🎭 Влияния и эволюция
Изначально изделия украшались резьбой в технике северной трёхгранно выемчатой резьбы. Со временем в росписи появились элементы, характерные для городецких раскрашенных прялок - слова из народных пословиц. В Волховской росписи можно заметить черты карельской, а многоцветный мазок напоминает петриковскую роспись. Несмотря на это Волховская роспись имеет узнаваемый и оригинальный вид.
✨ Связь времён и поколений
Волховская роспись пережила и времена упадка, и возрождение. В 1968 году на базе небольшого производства в Волхове был создан художественный цех, где мастера вернулись к древним мотивам. Одним из художников, в последствии написавшая книгу об этой росписи, была Л.П. Чичерина. Эта роспись была художественно переработана мастерами. Когда появились фантастические по цветовой гамме и более свободные по рисунку композиции, роспись стали именовать волховской.
Но, к сожалению, цех просуществовал только до начала 1990-х годов.
🎨 С 2019 года, благодаря усилиям предприятия ООО «Волховская роспись», этот удивительный промысел продолжает жить, украшая современные дома, наполняя их теплом и красотой народного творчества.
Волховская роспись — это не просто ремесло, это живое искусство, которое возвращает нас к корням, к природе и истории. Каждый мазок — это связь поколений, это наша культура, которая жива и сегодня.
Фото взяты с сайта https://xn--80aabjhkiabkj9b0amel2g.xn--p1ai/post/volhovskiy-rozan-gradientnyy-mazok-kak-metod-1393
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев