1. НАЗОВИ, КАКОЙ?
ЦЕЛЬ: формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
Отгадайте про какой предмет я говорю: круглое, сладкое, румяное — что это? (Яблоко.)
Дополните словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?)... (сладкий), снег.., лимон...
Закончите словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая.., солнце теплое... и т.д.
Назвать, какие в комнате вещи круглые, большие.
Вспомните и скажите, кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).
2. КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ?
ЦЕЛЬ: формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.
У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.)
Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья.
Послушайте, какое я назову предложение: дождь идет (льет) и мальчик идет (шагает). Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет.
Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.)
А теперь подберем слова-друзья к другим словосочетаниям:
— чистый воздух (свежий воздух,); чистая вода (прозрачная вода); чистая посуда (вымытая посуда,);
— самолет сел (приземлился; солнце село (зашло);
— река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом:
— очень большой (громадный, огромный);
— очень маленький (малюсенький) ?
3. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
ЦЕЛЬ: формировать умение находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию.
Ученик долго решал задачу и никак не мог решить. Он думал, думал, наконец решил. Как можно сказать про такую задачу? Какая это была задача? (Трудная.) Трудная задача и тяжелая. Как сказать лучше? Про что можно сказать тяжелый? Придумайте правильные и неправильные словосочетания со словами трудный и легкий.
Дети придумывают.
Прочитайте отрывок из стихотворения. Дети должны заметить нелепицы.
«Радость» К. Чуковский
Рады, рады, рады светлые березы,
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады темные осины,
И на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошел из облака и не град,
То посыпался из облака виноград.
Как сказать правильно? Исправь ошибки.
1. Папа, иди шепотом.
2. Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закатушить.
3. Мама, я ботинки наизнанку надел.
4. Зима наступила на осень.
4. НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО
ЦЕЛИ: формировать умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.
Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
Дети отвечают.
Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед. Что означает слово крепкий? Как можно сказать по-другому?
Дети отвечают.
Придумайте сами предложение со словом крепкий.
Дети встают в круг. Бросаем ребенку мяч и называем слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем глаголы.
Аналогичные задания можно дать на предложения «Мальчик дрожит от холода» и «Зайчишка дрожит от страха».
Примерный набор слов: длинный, глубокий, мягкий, легкий, свежий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, разрешить, падать, смеяться, зажечь, помогать.
Теперь придумаем рассказ, чтобы в нем были слова свежий, легкий, идет.
5. ПУТАНИЦА
ЦЕЛИ: формировать умение замечать смысловые несоответствия, производить необходимую замену слов.
Исправьте ошибки:
- Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика: один на голове, другой — на спинке.
- Папочка, это лошадке подметки подбивают?
- Папа, тут дрова пилили недавно. Вот на снегу пилилки валяются.
- Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом. Мамочка, я тебя громко-громко люблю.
Дети исправляют смысловые ошибки.
Затем детям дается задание придумать небылицы, т.е. сказать про то, чего на свете не бывает.
Ребенок говорит небылицу. Остальные дети внимательно слушают и исправляют сказанное, заменяя подходящими по смыслу словами.
Сейчас вы поможете мне — будете подсказывать нужные слова.
«Подскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает.
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Говорю я брату: -Ох!
С неба сыплется горох!
— Вот чудак, — смеется брат, —
Твой горох ведь это ... (град).
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит... (тень).
Е. Серова
Авторы - О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Из книги "Придумай слово"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев