✍️Сегодня - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Это важный день для детей с подобным недугом и их семей: ведь чем больше людей в обществе будут информированы о проблеме аутизма, тем выше шанс на комфортную и полноценную жизнь у таких детей. В поддержку этого дня мы повторяем публикацию интервью с ведущим специалистом по проблеме аутизма, доцентом кафедры клинической психологии психолого-социального факультета Татьяной Германовной Горячевой («Университетская газета», №3 (2459) за апрель 2019 г).
👥Дать шанс «человеку дождя»👥
✔️Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Дата была учреждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, а первые мероприятия в рамках этого дня прошли 2 апреля 2008 года. Сейчас этот День отмечают в международном масштабе: общественными организациями проводятся акции и флешмобы, рассказывающие людям о проблеме аутизма, организуются образовательные семинары и школы для врачей. Подробнее о проблеме аутизма мы попросили рассказать кандидата психологических наук Татьяну Германовну Горячеву, доцента кафедры клинической психологии психолого-социального факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, руководителя Центра психодиагностики и психокоррекции Т.Г. Горячевой.
❓— Татьяна Германовна, каково отношение в мире к детям с аутизмом? Изменилось ли оно в лучшую сторону в последнее время?
💬— Мне кажется, что не очень. Если для маленького ребенка мы можем найти пункты инклюзивного образования и воспитания, то по мере роста такого человека их становиться все меньше, и многие наши пациенты, вполне социализированные, на уровне подросткового возраста оказываются выброшенными из социума. Дети-аутисты достаточно трудны в общении, поэтому основная масса их сверстников старается с ними не контактировать. Надо сказать, что детский аутизм включает в себя очень широкий спектр проблем и с трудом поддается классификации. А современное понятие «Расстройства аутистического спектра» (РАС) еще больше расширило его границы.
❓— Какие теории возникновения аутизма в настоящем наиболее популярны? Есть ли обоснованное объяснение данной патологии?
💬— Наиболее распространенных теорий несколько. Первая — теория модели психического — на сегодняшний день является ведущей и заключается в акценте на дефиците в когнитивном процессе переработки информации. Вторая — теория центральной когерентности — содержит идею о том, что у детей с РАС существуют не только слабые, но и сильные стороны, которые могут выражаться в изолированных навыках. Они показывают, что дети с РАС плохо осваивают задачи, где требуется целостное, когерентное восприятие, и хорошо взаимодействуют с деталями. Третья — теория исполнительных функций, заключается в нарушении таких функций, как когнитивная гибкость, способность планировать, оперативная память. Четвертая — теория социального познания — основана на дефиците социальной ориентации и снижении внимания к социально значимым стимулам, например к лицам людей и т.п. И, наконец, пятая — это теория зеркальных нейронов. В связи с тем, что существуют нейроны, которые возбуждаются как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении за тем, как выполняет это действие другой человек, считается, что у детей с РАС нарушен именно этот процесс.
❓— Как часто на прием к врачу и (или) психологу приводят детей с этими расстройствами? За какими масками прячется данное заболевание?
💬— Довольно часто. Однако при подробном исследовании ребенка часто оказывается, что проблема на самом деле заключается в различных задержках психического развития с вторичными аутичными чертами, например при алалии, когда при недоразвитии речи у ребенка возникают аутичные черты (которые исчезают по мере овладения речью), или при детских депрессиях, (которые тоже протекают с аутичными чертами), в том числе и при сиблинговых депрессиях, развившихся при рождении второго ребенка. Более редкий вариант — это первичный аутизм. Так что, скорее другие нарушения психики прячутся за расстройства аутистического спектра.
❓— Насколько быстро удается поставить диагноз такому ребенку?
💬— Чем раньше возникли аутичные черты, тем сложнее поставить диагноз. В раннем возрасте некоторые варианты психического дизонтогенеза выглядят очень похожими. По мере роста и развития ребенка ситуация изменяется. В постановке диагноза обязательно должны участвовать психиатры и клинические психологи, так как без экспериментально-психологического исследования трудно поставить правильный диагноз. Психологическое исследование, проводимое с помощью тестов и специальных методик, позволяет достаточно точно диагностировать РАС и его типы.
❓— Чем опасна несвоевременная диагностика аутизма для данного пациента?
💬— Если мы говорим о замаскированных формах различных заболеваний, то, чем раньше мы начинаем проводить психологическую коррекционную работу, тем четче вырисовываются психологические особенности, которые дают понять, с чем мы работаем и каким образом лучше корректировать свои действия. Так, вторичные аутичные черты при ряде органических поражений мозга «уходят» до пяти лет, и оказывается, что перед нами задержка психического развития или психопатия. При первичном аутизме немного не так, и часто на первый план выходят поведенческие нарушения и проблемы с социализацией.
❓— Каковы основные заблуждения относительно возникновения аутизма?
💬— Основное заблуждение связано с психоаналитической концепцией о «холодной» матери и нарушении внутрисемейных отношений. Конечно, это все играет определенную роль в развитии клинической картины. Но все-таки надо понимать, что аутизм имеет сложные механизмы и подход к нему должен быть комплексным, междисциплинарным. Для ведения детей с РАС необходимо участие психиатра, невропатолога, клинического психолога, нейропсихолога, логопеда и семейного психолога.
❓— Как родители воспринимают данный диагноз? Как помогает им психолог принять данную ситуацию?
💬— Как правило, первоначально они испытывают шок, потом часто бывает отрицание диагноза, и только затем приходят осознание и конструктивное решение. В основном это такая же работа, как с посттравматическим стрессом. Но есть и своя специфика. Дети с РАС очень разнообразны, и нужно помочь родителям выбрать оптимальную стратегию воспитания и обучения, эффективную для их ребенка. И это возможно сделать только при междисциплинарном, комплексном подходе.
❓— Какие факторы определяют прогноз для ребенка с этим заболеванием?
💬— На прогноз и дальнейшее развитие ребенка с РАС влияет достаточно много факторов. Это и его физическое состояние, и выбранное лечение, психолого-педагогическая работа, работа с семьей и состояние семьи. Нужно учитывать, что часто инфекционные заболевания, хирургические вмешательства и другие стрессовые ситуации могут усилить аутичность. У разных типов РАС существует различная динамика протекания, поэтому дать однозначный ответ на такой вопрос не представляется возможным. Однако мы должны предпринять максимум усилий междисциплинарного подхода, чтобы улучшить жизнь этих детей.
❓— Какие основные программы реабилитации и лечения используются в России? Есть ли новшества, современные методы?
💬— Их достаточно много. В большинстве случаев они комплементарны. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Интересны и очень хорошо работают методики эмоционально-смыслового подхода, предложенные отечественными специалистами О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг (Институт коррекционной педагогики) и М.К. Бардышевской (МГУ им. М.В. Ломоносова). Этот подход сходен с американской концепцией DIR (Developmental, Individual-difference, Relationship-based). К сожалению, насаждаемая у нас АВА-терапия с наспех обученными специалистами имеет существенные недостатки. За рубежом используется уже более усовершенствованная версия RDI, делающая упор на обучение родителей определенным коррекционным приемам, с успехом применяется методика Son-Rice для работы с высокофункциональными аутистами. Я стою на позициях отечественной психологии, придерживаясь положения Л. С. Выготского и А.Р. Лурия о том, что нужно выделить структуру дефекта для данного конкретного ребенка, составить реабилитационную программу и по ней работать. Поскольку двигательные нарушения при РАС не вызывают сомнений, то сенсомоторная коррекция является существенным звеном во всей абилитационной работе. С учетом того, что ребенок с РАС тоже развивается, только не так, как обычный ребенок, и в ходе развития те или иные показатели психических функций будут с возрастом меняться, корректировка программы и ее обновление должны проходить регулярно.
❓— Что нужно сделать, чтобы таким детям комфортнее жилось в обществе?
💬— Мне кажется, нужно лучше готовить педагогов и воспитателей для инклюзивного образования, уменьшить количество таких обучающихся в классах до 12–15 человек. К сожалению, половина детей с РАС имеют умственную недостаточность (по данным ВОЗ), и здесь нужно очень внимательно подходить к формированию школьных классов. Нужно хорошо продумать их социализацию при взрослении: например, наладить клубную работу или что-то в этом роде.
❓— Каково, на ваш взгляд, значение Дня распространения информации об аутизме для врачей, родителей, пациентов?
💬— Это очень важно. Если врачи-психиатры и невропатологи знают о таком диагнозе, то многие врачи общей практики, педиатры и врачи других специальностей не до конца представляют себе, что это такое, и, впервые столкнувшись, не могут правильно отреагировать. Также важно улучшить подготовку учителей, воспитателей детских садов, родителей по данному вопросу.
❓— Какие мероприятия проводятся в этот день? Принимаете ли вы и ваши студенты участие в них?
💬— Проводятся встречи родителей со специалистами: врачами, педагогами, психологами. К сожалению, наши ведущие специалисты, которые много лет занимаются проблемами аутизма, приглашаются редко. Неприятно удивляет засилье иностранных специалистов и не всегда высокого класса. Я не против проведение АВА-терапии, но она уже и в Америке устарела и имеет множество недостатков, поэтому мне непонятен ажиотаж вокруг нее. Очень приветствуется участие в данных мероприятиях студентов — клинических психологов.
❓— Расскажите, пожалуйста, как вы сами начали интересоваться этой проблемой и о своих изысканиях в данной области
💬— Я много лет занимаюсь нейропсихологической коррекцией. Среди моих пациентов много детей с различными типами дизонтогенеза, в том числе и детей с РАС. С каждым годом, к сожалению, их становиться все больше. Многие из моих пациентов уже выросли. Результат коррекции очень разный: многое зависит от клинической картины. Плодом нашей совместной с Ю.В. Никитиной многолетней работы стала книга «Расстройство аутистического спектра у детей. Сенсомоторная коррекция». Также мы сотрудничаем с Научным центром психического здоровья и Московским государственным психолого-педагогическим университетом.
❓— Интересуются ли студенты данным заболеванием? Ведутся ли студенческие исследования в этой области?
💬— Интересуются многие, но работа с аутистами — тяжелый труд, поэтому не все выдерживают такую нагрузку. Но тем не менее есть и студенческие исследования.
❓— Каким должен быть специалист, работающий с такими детьми?
💬— К людям, занимающимся детской психической патологией, особенно РАС, всегда предъявляются высокие квалификационные требования. Основные из них — это хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание особенностей развития ребенка в норме и при патологии, знание психодиагностических и психокоррекционных методик детского возраста и правил их применения. Необходимы умение контактировать с детьми и их родителями, владение основами дифференциальной психодиагностики, отслеживание текущей методической литературы по клинической психологии. Важнейшими личностными качествами психолога, работающего с РАС, являются: критичность и гибкость мышления, терпимость к чужому мнению, общительность, эмпатия, доброжелательность к особенному ребенку и его родителям, умение выслушать, понять и успокоить ребенка и особенно его родителей, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов. Желательно хорошее знание современной литературы и кинематографической продукции для детей. Особенность деятельности клинического психолога при работе с детьми, имеющими РАС, в том, что она не может протекать изолировано от других специалистов: врачей, педагогов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов и социальных работников. Возникает необходимость в объединении и корректировании работы психолога с работой логопеда, дефектолога, врача и других специалистов. Всё это предъявляет к клиническому психологу, специализирующемуся на РАС, особые требования: наличие психотерапевтических навыков, умение создать толерантную атмосферу в деятельности команды специалистов и, что особенно важно, желание работать в междисциплинарной команде.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев